Способ индукционной наплавки
<" 700304
Союз Советских
Социалистических
Реслублнк
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид- ву— (22) Заявлено 07.09.77 (21) 2522467/25-27 (51) М. Кл
В 23К 13/00 с присоединением заявки №вЂ”
Гасударственный комитет (23) П риоритет— (43) Опубликовано 30.11,79. Бюллетень № 44 (45) Дата опубликования описания 30.11.79 по делам нзсбретений и открытий (53) УДК 621.791.92:
:621.791.77 (088.8) (72) Авторы изоб,ретения
Б, И. Богопольский
Челябинский конструкторско-технологический институт автоматизации и механизации автомобилестроения (71) Заявитель (54) СПОСОБ 14ИДУКЦHOHHOA 11АПААВКИ
Изобретение относится к области индукционной наплавки торцовых поверх остей стальных деталей, например торца -.îëкателя .клапана автомооильного двигателя, чугуном и может быть использовано для упрочнения деталей при изготовлении или при .восстановлении изношенных поверхностей.
Известен способ индукционной наплавки деталей, при котором на упрочняемую поверхность наносят присадочный материал в виде порошко."îðàçíîé шихты, пасты, брикетированпого или литого сплава, а затем расплавляют его с помощью нагрева в .поле ТВЧ (1).
Однако при нагреве торцо вых поверхностей в поле ТВЧ наблюдается значительный перепад температур между периферийной частью и центром (до 250 — 350 С), вследствии чего происходит неравномерное плавление присадочного металла, что ведет к образованию непро варов, пористости, прожегам, натекам и др.
Наиболее бл изким по технической сущности к .предлагаемому способу является широко применяемый в настоящее;время при изготовлении биметаллических толкателей .клапанов а втомобильных двигателей способ индукционной наплавки с помощью за".èâêè, при котором на наплавляемую повар.-несть толкателя наносят дозу флюса (и."авленой буры), нагревают деталь в поле ТВЧ до полного .расплавления флюса, зализа!oT присадочный металл в виде низколегированного чугуна, а затем охлаждают с целью получения закаленной износостойкой стр кт вы (2).
Однако з услозиях массового поточного производства снижается эффективность примснения этого способа, так как использован:те жестких режимов нагрева увеличаввает разность температур на участках торцовой позерхности детали, что ведет к снижению зап;итных свойств расплавленного флюса: снижается его вязкость, увеличивается испарение и улетучивание, происходит уплотнение защитной пленки флюса и разрывы,в отдельных местах. При этом в наплавленном слое образуются дефекты в =.ïäñ пор, раковин, рыхлот и др. Попадание деталей с такими дефектами в двигатель вызывает ускоренный износ наплавленной поверхности толкателя.
Целью изобретения является улучшение качества наплавленного слоя и повышение его износостойкости при индукционной наяо плавке деталей заливкой.
7OOlO4
35 Формул а:!зо бр етения
Способ ипд. к .,ионной напля .;ки стя;;ьетяз!ей, пtieèìóùåñòâåí !О тî 7кателей клапанов двигателеи внутреннего сгсгания, чугуном вкл!О»я!опций ня!!есение фл!оса на 1 повеохпость детали, нагорев ее .! полного ! расплавления фл!О-.,я, заливку п!тиса ",очного металла и его охлаждение, n -.л и и а юшийся тем, что, с целью улучшения качества нап авлепного слоя и поныл!!ения его
45 износостойкости, перед за".ивкой на поверхности детали создают слой промежуточного металла путем нанесения на наплавляемую поверхность порошкообразного сплава
Ia никелевой основе.
5О
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Ткачев В. Н, и др. Индукционная на55 плавка твердых сплавов, М„«Машиностроение», 1970, с. 6 — 18.
2. Натанзон E. Я, Индук!тионный нагрев в автомобилестроении. М., «Машиностроение», 1967, с, 112 — 122.
Подписио!"
Изд № 652 Тираж 1222
Заказ 7029
НПО «Поиск»
Загорская типография Упрполиграфиздата Мособлисполкомз
Поставленная цель достигается теv., что в известном способе индукционной кan,. анки стальных деталей, ппе!!м !цествепно толкателей клапанов внутреннего сгорания, чугуном, включающем нанесение фл!оса на поверхность детали, нагрев детали да полного расплавления флюса, заливку присядочного металла и охлаждение его, перед заливкой на поверхности детали соз !а!от слой промежуточного металла путем нанесения на наплавляемую поверхность -торошкообразного сплава На никелевой ÎcHOBE, В качестве промежуточно. .о металлa используются металлические поро!пкоооразные сплавы на никелевой основе. тяк как
OHII 00 7 адaIOT Высо«и: I, ми свойствами, хо-<;п.ей растекае :остью и способствуют легированию наплавленного металл а.
Наличие жидкого слоя промежуточ!.Ого металла, покрыва!Ощего тонким слоеv. наплавляемую поверхность детали, спи <аст отриц;:тельное влияние большого перона "a температуры и надежно защищает наплавляемую поверхность от окружаю .ей сре. ы, улучшает условия смачигяния и рястек;-.— пия присадочного мета7ла, В ре:-;i Ят этого при индукционн и наплавке деталей заливкой с применением слоя промежуточного металла улучи.яется ка;ество пяглавленного слоя, увеличивается его: з юсостойкость и т, д.
Разработаннь и способ индук !онпой наплавки деталей заливкой с применением слоя промежуточного металла бы 1 О!7рОб0зан при изготовлении толкателей клапанов для Явтох!Обильных двигателей КЯМ7 3. На наплавляемую поверхность толкателя, представлягощую собой углубление с бчртиком, с помощью дозаторов пясыпа7и дозу (0,4 — 0,6 г/смз) металлическо-v порошка на никелевой основе ПГ-ХН80СР2 (ТРУ
УССР 1179 — 67), серийно;rзгuтaвливаемого
Торезским заводом твердых наплагочных сплавов, а затем в качестве ф !юса насыпали дозу плавленой буры (ГОСТ 8429 — 64) в количестве 0,6 — 0,9 г/см .
При нагреве толкателей в поле ТВЧ до
950 — 1050 С происходило плавление бур!л и гранулированного порошка ПГ-ХН80СР2, причем последний при расплавлении образовывал на поверхности детали гкидкий слой промежуточного металла и равномерно покрывал .наплавляемую поверхность защитным слоем толщиной 0,1 — 0,5 мм. На подготовленную таким образом поверхность залива ". è р аспл я вленпый з кер амическом тигле присадочный металл в виде низ .Олегироваппого чуг, нг. После заливки жидкий чугун мпговенно растекался To no5 верхности толкателя, образуя паплавленны!"; слой без внутренних дефектов.
После ме ап:.Вческой ооработки этих ,олк.".тел; не обн ружены дефекты в виде пор, раков II», рыхлот, трещин и др. Микроструктура Hàплявлен!!Ого чугуна отличаетс! з!елкозсрнистость!о, что способствует повыше !ию износостойкости наплавленног0 .-оя
Результать" просеговых испытаний автомоби.- ей пс казал.- .вел !че:!ие iaiincnслo/ сто! кости таких толкателеи на ° 5 — 40 и в с равнении с то-.«::.а."телями, изготовлс —.ными
ï0 звестной те. :полозки.
Пре-;лагаемый сгособ инду«. ион ой на20
;. явки деталей заливкой с ппих!енением слоя промеж то-.по О металла обеспе.пвает по соав Ini«iю " известнымп споcnFa.".и саеJ д,.юлие .Оеим пцества: по7vweiiие ня ля",7eIi !ого с;тоя из износостойкого низколегипо -:ai нсго:угуiia без вн, тренних дефектов (пор, раковин, рыхлот, т-.ещин II д:.,!, что позволяет снизить у;овень о7акя при изгогозлении толкателей B два раза; увс.личеЗО ние износостойкости и!Вплавленной овеохпости тол",aòciiåé в явтомосильп их двига;:.,7;х на 15 †?0", ч.r: спосооств ет чвели-!е!пз!о моторесугса всего дзига... : я.

