Способ индукционной наплавки
Способ индукционной наплавки относится к машиностроению и может быть использован для повышения износостойкости различных деталей и узлов, работающих при высоких ударных нагрузках. Перед наплавкой на упрочняемой поверхности создают буферные зоны посредством нанесения на нее рельефа в виде канавок. Канавки нарезают в направлении, перпендикулярном движению пары трения. Шаг и профиль последних задают исходя из запрограммированных технических требований к буферному слою. Глубину канавок задают в соответствии с зависимостью: h 2
, где h-глубина канавки, мм:
- глубина проникновения тока при индукционном нагреве, мм. Кроме того, профиль канавок выполняют прямоугольным, треугольным или овальным, увеличивая при этом контактную поверхность между сплавом и основным металлом в зависимости от условий работы буферной зоны. Способ позволяет повысить качество наплавки за счет увеличения прочности сцепления наплавленного слоя с основным металлом. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для повышения износостойкости различных деталей и узлов, работающих при ударных нагрузках.
Известен способ индукционной наплавки (см. патент России N 2058866, кл. B 23 K 13/01), при котором на наплавляемую деталь наносят шихту в виде частиц с острыми кромками для создания краевого эффекта. Недостатком известного способа является то, что с помощью краевого эффекта, возникающего в частицах с острыми кромками, происходит быстрый разогрев всего объема шихты до расплавления, но не решается проблема соединения основного металла с наплавленным с заданными физико-механическими требованиями наплавленного слоя, что приводит к снижению качества наплавки и возможным сдвигам основного металла относительно наплавленного. За прототип выбран способ индукционной наплавки (см. заявку N 95110096/08, положительное решение от 07.02.96 г.), заключающийся в том, что наплавляемую поверхность армируют прутками, которые заглубляют на половину их толщины в канавки, причем последние предварительно размечают по поверхности детали в определенном порядке в зависимости от ее конфигурации на сектора или участки, равные между собой по площади, и наносят механическим путем глубиной, равной половине ее ширины, при этом в качестве прутка используют проволоку разного сечения или металлическую крошку, которой засыпают канавку. Однако армирование, позволяющее снизить напряжение в наплавленном металле на больших поверхностях трения крупногабаритных изделий, не снимает вопроса концентрации напряжений в переходной зоне, (т.е. шихта - основной металл), который возникает в результате различного коэффициента теплового расширения сплава и основного металла. Это обстоятельство приводит к высоким напряжениям в зоне сплавления наплавленного и основного металла и в условиях работы при больших динамических нагрузках отрицательно сказывается на прочность сцепления, а соответственно и на качество наплавки. Цель изобретения - повысить качество наплавки за счет увеличения прочности сцепления наплавляемого слоя с основным металлом и повышения контактной прочности биметалла. Сущность предложенного способа поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена наплавляемая поверхность с буферной зоной, выполненной в различных вариантах: а) - фрагмент буферной зоны, выполненной с прямоугольными канавками; б) - вариант треугольных канавок; в) - вариант синусоидальных канавок; г) - вариант канавок в виде полуокружностей; на фиг.2 - схема и график работы буферной зоны при статической нагрузке; на фиг.3 - схема и график работы буферной зоны при смешанном нагружении; на фиг. 4 - схема и график работы буферной зоны при повышенной ударной вязкости; на фиг.5 - хвостовик автосцепки. Предлагаемый способ реализуется следующим образом. На упрочняемой поверхности изделия перед наплавкой выполняют рельеф, который может быть выполнен в виде прямоугольных канавок (см. фиг.1,а), треугольных (см.фиг.1,б), синусоидальных или полуокружностей (см.фиг.1,в,г). Нарезают канавки посредством металлорежущего инструмента, например фрезой, резцом или отрезным камнем в направлении, перпендикулярном движению пары трения. Глубину канавки h определяют из условия, что она должна быть в два раза больше глубины проникновения









толщина наносимого слоя шихты 5+1 мм;
интенсивность нагрева 70 - 110 oC/с;
скорость перемещения детали под индуктором 1,5-2,5 мм/с. частота переменного тока индуктора 440 кГц. Зазор между основным металлом и плавящим витком индуктора 2-2,5 мм. Зазор между подогревающим витком и основным металлом 6-7,5 мм. Технологические операции при наплавке торцевой поверхности хвостовика автосцепки. Размечают на наплавляемой поверхности канавки в направлении, перпендикулярном кривой затылка. Затем нарезают овальные канавки глубиной h = 2 мм, l = 4 мм, с шагом L = 1,57 l; L = 1,57x4=6,28 мм с помощью фрезы (см. фиг.5). После этого устанавливают корпус автосцепки на манипулятор, закрепляют его и нагревают торцевую поверхность до температуры 500 - 650oC. Затем наносят на торцевую поверхность хвостовика слой шихты. Сплав ПГ-УС435-82% и боросодержащий флюс НП-2 - 18% толщиной 5+1 мм. Замеряют толщину слоя на выступах. Перемещают корпус автосцепки под индуктором в продольном направлении, производя последовательное расплавление шихты на всей упрочняемой поверхности. После этого корпус снимают с манипулятора и охлаждают упрочняемую поверхность, в процессе чего происходит отделение шлаковой корки с поверхности наплавленного сплава. При обнаружении местных выступов производят зачистку упрочняемой поверхности. Наплавку сопрягаемой с торцевой поверхностью хвостовика упорной плиты производят сплошным слоем сплава ПГ УСЧ-35 толщиной 1,5+0,5 мм с использованием специального кантователя, обеспечивающего горизонтальное положение жидкой ванны. Использование предложенного способа наплавки позволяет за счет выполнения наплавляемой поверхности рельефной, увеличивать контактную поверхность между основным металлом и шихтой, обеспечивая прочность их сцепления, а выполнение рельефа в виде канавок различного профиля позволяет программировать свойства буферной зоны в зависимости от условий ее работы, что повышает качество наплавки. Кроме того, рельефность наплавляемой поверхности позволяет повысить интенсивность нагрева основного металла, т.к. в гранях канавок под действием краевого эффекта образуются встречные тепловые потоки, создавая стабильную толщину буферного слоя за счет заполнения канавок наплавленным сплавом. Это обстоятельство не только повышает производительность наплавки, а главное исключает разрушение переходной зоны при работе узлов и деталей на сдвиг с большими ударными нагрузками.
Формула изобретения
h


где

РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5