Переносная моторная пила

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ

Ссноз Советекиа

Социалистических

Рвспубпнк о» 682111 ((т() Дополнительный к патенту— (22) Заявлено 100377 (21) 2459403/29-15 (2З) Приоритет — (82) l lp 376 (3() Р 26 10 085.6 (13) ФРГ (51) М. Кл.

В 27 В 17/00

1»еударственннй комитет

СССР

»о делам изобретений и откры тий (53) УДК 634.036:

: 621. 9 36 .6 (088.8) Опубликовано 250879.Бюллетень ЭЙ 31

Дата опубликования описания 28.0879 (72) Авторы изобретения

Иностранцы

Дитер Виланд и Вальтер Мерц (ФРГ) Иностранец

Андреас Штиль (ФР Г! (71) Заявитель (54) ПЕРЕНОСНАЯ МОТОРНАЯ ПИЛА

Изобретение относится к переносным моторным пилам, применяемым на валке леса в лесной промпттленности.

Известна переносная моторн ая пила, включающая корпус, двигатель, пильный аппарат, поворотную рукоятку, соединительную муфту с тормозным элементом, установленную на подшипнике выходного вала двигателя ведомую часть, выполненную в виде барабана с зацепляющим венцом для привода цепи пильного аппарата и ведущую часть, расположенную внутри ведомой и имеющую пусковое звено и поводковый элемент, выполненный н ниде шайбы, внутренняя кромка которой имеет зубчатый профиль для зацепления с ведущей частью муфты, причем поводковый элемент и пусковое звено установлены с возможностью возвратнопоступательного перемещения относительно продольной оси вала двигателя (1). Недостатком известной конструкции является то, что до полного затормаживания барабана муфты тормозной элемент должен пройти относительно длинный путь, причем полное затормаживание дости гается только .благодаря серводействию, при кото-ром тормозной элемент через рукоят. ку пилы вдавливается в зону между барабаном муфты и клиновой поверхностью корпуса и вследствие этого подвергается воздействию больших усилий.

Целью изобретения является повышение надежности работы устройства.

Это достигается тем, что пусковое звено снабжено удерживающим элементом, который выполнен в виде рычага, шарнирно-закрепленного средней частью на корпусе, а тормозной элемент выполнен в виде ленты, причем одно плечо рычага снабжено контактирующим с пусковым звеном штифтом, на котором закреплен конец ленты, а другое плечо при помощи пружины закреплено на корпусе.

Поворотная рукоятка и удерживающий элемент установлены на корпусе на отдельных осях, а рукоятка пилы выполнена в виде державки и фиксирующего элемента, установленного на корпусе на общей оси, причем фиксирующий элемент смонтирован с возможностью поворота относительно державки, а пусковое звено установлено на штифте удерживающего элемента с воэ682111

45 можностью перемещения относительно его.

Кроме того, пусковое звено выполнено с пазом, в котором установлен штифт удерживающего элемента, одно плечо которого выполнено со стопорным кулачком, который контактирует 5 с фиксирующим элементом.

На фиг. 1 изображена переносная моторная пила, вид сбоку на фиг. 2разрез A-А на фиг. 1; на фиг. 3— плоская пружина, вид сверху; на 1р фиг. 4 — то же, вид сбоку на фиг.5разрез Б-Б на фиг. 1.

Переносная моторная пила, включает корпус 1, двигатель (на чертеже не показан), пильный аппарат 2, пов оротную рук оятку 3, соединительную муфту 4 с тормозным элементом, установленную на подшипнике 5 выходного вала б двигателя ведомую часть муфты, выполненную в виде барабана 7 с зацепляющим венцом 8 для привода цепи (на чертеже не показана) пильного аппарата и ведущую часть 9, рас положенную внутри ведомой и имеющую пусковое звено 10 и поводковый элемент 11, выполненный в виде шайбы, внутренняя кромка 12 которой имеет зубчатый профиль, причем поводковый элемент и пусковое звено установлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно зр продольной оси вала двигателя. Пусковое звено снабжено удерживающим элементом 13, На примыкающем к шари-, коподшипникам 14 участка вала 6 двигателя жестко Установлена втулка 15, 35 обращенный к шарикоподшипникам 14 конец которой имеет зубчатый буртик

16. Буртик входит в зацепление с зубчатой поверхностью поводкового элемента и опирается на плоский диск 4р

17, жестко связанный с валом б.

Поводковый элемент нагружен пружиной 18, которая выполнена в виде кольцевой шайбы и имеет отверстие

19, диаметр которого приблизительно соответствует диаметру буртика

16 втулки 15. Пружина 18 снабжена тремя отогнутыми из ее плоскости пружинными язычками 20, которые изогнуты по всей их длине и проходят коаксиально к оси пружины. Пружинные язычки лежат по окружности пружины 18 на одинаковом расстоянии один от другого.

Их свободные конечные отрезки 21 лежат в общей плоскости, проходящей 55 параллельно плоскости, содержащей пружину 18. Конечные отрезки 21 . отогнуты в направлении к корпусу 22 пружины так, что пружина свободными конечными участками лежит на повод- 6р ковом элементе 11 (фиг. 2). Вследствие этого предотвращается перекашивание пружинных язычков на поводковом элементе при нагрузках. В связи с тем, что конечные отрезки пружинных язычков лежат в общей плоско ти и пружинные язычки имеют оди наковое угловое расстояние один от дру гого, паводковый элемент н агружается равномерно в направлении к его положению разъединения, благодаря этому обеспечивается безупречное соединение и разъединение поводкового элемента.

Боковые кромки 23 одинаковых по длине пружинных язычков лежат на расстоянии от соответствующих кромок 24, образующихся после от гибания пружинных язычков отверстий 25 в корпусе 22 пружины. Если пружинные язычки снова возвращаются в плоскость корпуса пружины, то они находятся на расстоянии от кромок 24 отверстий 25, так что надежно предотвращается их заклинивание. Между соседними пружинными язычками предусмотрено приблизительно четырехуголь.ное отверстие 26, за которое зацепляется выступ 27 соединительной муфты °

Удерживаемый силой пружины 18 в положении соединения поводковый элемент 11 лежит во время процесса пуска на пусковом звене 10, выполненном в форме диска (фиг. 1) . Звено имеет два выступающих за окружность упора, служащих в качестве расцепляющих элементов. В каждом упоре предусмотрен шлиц 29, служащий в качестве направляющей для укрепленного жестко в корпусе входящего в шлиц болта 30. Болты 30 окружены пружиной сжатия 31 (фиг. 5), которая одним концом опирается на пусковое звено, а другим — на предусмотренное на свободном конце болта предохранительное звено 32. Пусковое звено снабжено управляющей частью

33, выполненной в форме выходящего за его окружность выступа, причем управляющая часть связана с удерживающим элементом. Для этой цели управляющая часть имеет шлиц 34, в который входит штифт 35 удерживающего элемента.

Поводковый элемент 11, пусковое звено 10 и пружина 18 образуют части, предусмотренные в качестве предохранительной, промежуточной муфты (фиг. 2), посредством которой усилия от приводного вала передаются на зацепляющий венец 8 на ведомом конце вала двигателя. Промежуточная муфта связана с соединительной муфтой 4, имеющей звездообразно выполненный несущий элемент 36 для центробежных грузов 37 . Несущий элемент

38 сидит на игольчатом подшипнике, посредством которого центробежная муфта расположена с возможностью вращения на втулке 15. Соединительная муфта имеет три равномерно распределенных вокруг оси вала двигате- . ля центробежных груза 37, выполненных в форме сегментов и надвинутых на плечи звездообразного несущего цилиндрического участка барабана муфты. На противолежащей порядковому звену стороне несущего элемента

36 и центробежных грузов 37 укреплена шайба 43 с винтами 44 так, что шайба и винты не выступают в аксиальном направлении вала двигателя за центробежные грузы 37.

На плечах несущего элемента 36 предусмотрены выступающие аксиально к валу двигателя в направлении к поводковому элементу выступы 27. При помощи этих выступов обеспечивается

5 68211 элемента 36 посредством башмаков 39.

Центробежные грузы расположены на несущем элементе с воз можн ост ью перемещения радиально к валу двигателя. Все центробежные грузы нагружены кольцевой пружиной 40 в направлении к валу двигателя. Кольцевая пру- 5 жина лежит концентрически к валу двигателя в углублениях 41, Центробежные грузы на их окружных поверхностях имеют фрикционные накладки 42, к которым в качестве контрповерхностей относятся внутренние стороны пусе 1, причем одно плечо рычага снабжено контактирующим с пусковым звеном штифтом 35, на котором закреплен свободный конец ленты, а другое плечо при помощи пружины 52 закреплено на корпусе. Рукоятка пилы выполнена в виде державки 53 с опорной частью 54 и фиксирующего элемента 55, установленных на корпусе на общей оси 56 причем фиксирующий элемент смонтирован с возможностью поворота относительно державки.

Удерживающий элемент 13 удерживается фиксирующим элементом 55 в положении покоя,. при котором тормозная лента находится на расстоянии оТ барабана, а пусковое звено

10 — в положении разъединения. В положении покоя фиксирующий элемент прилегает к кулачку 57, предусмотренному на плече удерживающего элемента. Так как удерживающий элемент в положении покоя находится под воздействием пружины растяжения 52 и, кроме того, фиксирующий элемент прилегает к кулачку 57, то фиксируюший

40

55

65 замыкание между соединительной муфтой 4 и промежуточной муфтой. Выступы заходят в соответствующие отверстия 45 в поводковом элементе(фиг.1) .

Отверстия 45 выполнены так же, как и отверстия 26 в пружине 18. Как в положении соедин ени я, так и в положении разъединения поводкового элемента, выступы 27 входят в отверстия 45. Таким образом обеспечивается замыкание между обеими муфтами при положении соединения и разъединения промежуточной муфты.

Несущий элемент 36 с центробежными грузами 37 жестко укреплен в аксиальном направлении вала двигателя.

Пружина 18, прилегающая корпусом

22 к стороне 46 соединительной муфты, установлена на буртике 16 втулки 15. На другой стороне несущего элемента 36 на втулке 15 закреплена жестко связанная с ней опорная часть (в рассматриваемом варианте выполнения она представляет собой кольцо), Несущий элемент 36 с центробежными грузами 37 шайбой 43 прилегает к опорной части 47, Барабан 7 муфты через зубчатое зацепление 48 жестко связан с зацепляющим венцом 8, зацепление 48 фиксировано от аксиального перемещения сидящим на расположенном с ведомой стороны конце вала двигателя фиксирующим звеном 49. Соединительная муфта (за исключением зацепляюшего венца) закрыта разъемно укрпленной на корпусе крышкой 50 .

Барабан муфты окружен тормозным элементом, выполненным в виде ленты

51, один конец которой закреплен на корпусе, а удерживающий элемент 13 выполнен в виде рычага, шарнирнозакрепленного средней частью на кор элемент не может самостоятельно поворачиватьс я в положение опус кани я .

Опорная часть 54 держав ки охватывает опорную часть фиксирующего элемента. Оба конца 58 и 59 опорной части 54 державки 53 образуют опоры для фиксирующего элемента в положениях соединения и разъединения рукоятки 3 мотопилы. Пусковое звено 10 на своих выступающих за окружность расцепляющих частях 28, а также на управляющей части 33 имеет поднимающуюсяя в направлении вращен и я стрелки В управляющую поверхность 60, к которой примыкает выполненный в корпусе в качестве возвышения отклон яющий элемент 61.

Работает пила следующим образом.

Для того, чтобы разъединить промежуточную муфту, рукоятка 3 поворачивается против направления стрелки Г вокруг лежащей на расстоянии от опорного болта удерживающего элемента 13 оси 56. Конец опорной части 58 охватывает при этом фиксирующий элемент, который скользит над кулачком 57 и отпускает удерживающий элемент. В связи с тем, что удерживающий элемент в своем положении покоя находится под действием пружины растяжения 52, после отпускания он посредством фиксирующего элемента может поворачиваться мгновенно и практически без замедления вокруг оси болта удерживающего элемента в свое положение разъединения (см. фиг. 1) .

При этом выступ 35 поворачивается на плече удерживающего элемента, причем пусковое з вено 10 поворачивается в направлении стрелки В (на фиг. 1) вокруг оси вала двигателя, так как выступ 35 входит в шлиц

682111

Формула изобретения

34 в управляющей части 33 пускового звена. Кроме этого движения вращения, пусковое звено выполняет одновременно аксиальное движение э направлении соединительной муфты. Аксиальное перемещение достигается тем, что пусковое звено 10 на своих выступающих за окружность расцепляющих частях 28, а также на управляющей части 33, имеет поднимающуюся в направлении вращения стрелки B управляющую поверхность 60, к которой привыкает выполненный в корпусе в качестве возвышения отклоняющий элемент 61. При движении вращения пускового звена 10 в направлении стрелки В управляющие поверхности 60 проходят к этим отклоняющим элементам 61 корпуса, благодаря чему пусковое звено аксиально перемещается против действия окружающих болты 30 и выступ 35 пружин в направлении соединительной муфты. При акси ал ьн ом перемещении поводковый элемент аксиально перемещается в положение разъединения до тех пор, пока пусковое звено своим зубчатым зацеплением не выходит из зацепления с внешним зубчатым зацеплением буртика 16 втулки 15.

Вследствие этого прерывается передача усилия от вала двигателя к зацепляющему венцу 8, которое вместе с барабаном 7 муфты опирается на игольчатый подшипник с воэможностью поворота на валу двигателя. После разъединения промежуточной муфты тормозная лента 51 прилегает к барабану муФты и последний мгновенно тормозится.

Так как тормозная лента 51 и пусковое звено 10 расположены с возможностью поворота на одном и том же удерживающем элементе 13 и посредством одной единственной пружины натяжения 52 переводится в положение торможения, соответственно в положение размыкания, обеспечивается очень короткое время срабатывания разъединяющего и тормозного механизмов. При этом создается возможность в крат-чайшее время прервать передачу усилий от вала к зубчатому венцу 8 и затормозить соединительную муфту.

В связи с тем, что рукоятка 3 пилы не сидит на совместной оси с удерживающим элементом 13, а на отдельной оси, то рукоятка 3 не подвергается ускорению от пружины натяжения 56 при соединении и разъединении, так что общая энергия пружины натяжения идет на процесс соединения и разъединения. Это приводит к значительному сокращению времени реакции при раз ъедин ении промежуточной муфты и затормаживании соединительной муфты.

Для того, чтобы снова восстановить подачу усилий от вала двигателя к зацепляющему венцу 8, нужно повернуть рукоятку 3 пилы в направлении стрелки Г на фиг. 1. При этом Фиксирующий элемент 55 вследствие прилегания к концу 59 опорной части 54 захватывается и поворачивает удерживающий элемент 13 против действия силы пружины натяжения 52 опять в положение покоя. Из-за зацепления выступа 35 за шлиц 34 управляющей части пусковое звено 10 поворачивается в направлении, противоположном направлению стрелки В на фи г. 1.

Управляющие поверхности 60 отходят от отклоняющих поверхностей, так что пусковое звено 10 под действием охватывающих болты 30 и выступ 34 удерживающего элемента 13 пружин перемещается в аксиальном направлении в положение соединения. Поводковый элемент при этом перемещается посредством пружины 18 в аксиальном направлении вала двигателя до тех пор, пока пусковое звено не зацепляется за втулку 15. В связи с тем, что эо время соединения промежуточной муфты вал двигателя вращается, для обеспечения безупречного зацепления поводкового элемента 11 за зубчатое зацепление втулки 15 предусмотрено синхронизирующее устройство. Поводковый элемент 11 опирается таким образом на вращающуюся вместе с валом двигателя часть, так что относительная скорость между поводковым элементом и втулкой 15 является малой. Благодаря этому между втулкой 15 и поводковым элементом обеспечивается синхронизирующее действие, которое позволяет быстрое зацепление. Таким образом, передача усилий от вала двигателя к зацепляющему венцу 8 может быть мгновенно восстановлена.

I5

ЗО

1. Переносная моторная пила, включающая корпус, двигатель, пильный аппарат, поворотную рукоятку, соединительную муфту с тормозным элементом, установленную на подшипнике выходного вала двигателя ведомую часть муфты, выполненную в виде барабана с зацепляющим венцом для привода цепи пильного аппарата и ведущую часть, расположенную внутри ведомой и имеющую пусковое звено и поводковый элемент, выполненный в виде шайбы, внутренняя кромка которой имеет зубчатый профиль для закрепления с ведущей частью муфты, причем поводковый элемент и пусковое звено у тановлены с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно продольной оси валадвигателя,отличающая

68211) 10 с я тем, что, с целью повышения надежности, пусковое звено снабжено удерживающим элементом, который выполнен в виде рычага, шарнирно-закрепленного средней частью на корпусе, а тормозной элемент выполнен в виде ленты, причем одно плечо рычага снабжено контактирующим с пусковым звеном штифтом, на котором закреплен конец ленты, а другое плечо при помощи пружины закреплено на корпусе.

2. Пила по и. 1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что поворотная рукоятка и удерживающий элемент установлены на корпусе на отдельных осях.

3. Нила по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что рукоятка пилы выполнена в виде державки и фиксирующего элемента, установленных на корпусе на общей оси, причем фиксирующий элемент смонтирован с возможностью поворота относительно державки.

4. Пила по пп. 1-3, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что пусковое звено установлено на штифте удержи5 вающего элемента с возможностью перемещения относительно его.

5. Пила по пп. 1-4, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что пусковое звено выполнено ". пазом, в котором

10 установлен штифт удерживающего элемента.

6. Пила по пп. 1-5, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что одно плечо удерживающего элемента выполнено со стопорным кулачком, который контактирует с фиксирующим элементом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Патент СССР 9 623500, кл. В 27 В 17/00, 1974.

17

6 и гт

Тираж 583 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4889/53

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул . Проектная, 4

Составитель Т. Ивкина

Редактор Д. Пинчук Техред Н цабурка КоРректор А. Гриценко

Переносная моторная пила Переносная моторная пила Переносная моторная пила Переносная моторная пила Переносная моторная пила Переносная моторная пила 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к переносным моторным инструментам

Изобретение относится к переработке лесоматериалов на пилопродукцию (брусья, доски и т.п.) посредством легко разборных и легко транспортируемых к местам переработки (вырубки, дачные участки и т.п.) устройств

Изобретение относится к деревораспиловочному оборудованию и в частности, к цепным пилам

Изобретение относится к устройствам для продольной распиловки бревен на пиломатериалы преимущественно в условиях малых частных предприятий

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности, в частности, к устройству для торможения пильного аппарата переносного моторного инструмента

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в устройствах натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы

Изобретение относится к лесной и деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано в устройствах натяжения пильной цепи режущецепного аппарата моторной пилы

Изобретение относится к деревораспиловочному оборудованию, в частности к цепным пилам

Изобретение относится к деревораспиловочному оборудованию, в частности к цепным пилам
Наверх