Устройство для аварийного удержания забрала купола астрофизической обсерватории
Оп ИСАНИЕ
И ЗОБРЕТЕ Н ИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДИТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетсва
Социалмстичесаа
Республик ю662473
Б (6!) дополнительное к авт. свиа-ву— (22) Заявлено 28.03.77. (21) 2466386/29-11
С присоединением заявки №вЂ” и (51) М. Кл.
В 66 В 5/00
В бб F 19/00
Е 04 В 7/16 (23) Приоритет
Гюеударственнмй немнтет
СССР не делам нзееретеннй я открытнй (53) УДК
621,866 (088.8) Опубликовано 15.05.79. Бюллетень ¹ 18
Дата опубликования описания 15.05.79
Д Л. Владимирский, Р. А. Семенова и В. А. Тютрюмов (72) Автори изобретения
Ленинградский филиал Государственного проектного н конструкторского института "Союзпроммеханизация" (7!) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО УДЕРЖАНИЯ ЗАБРАЛА
КУПОЛА АСТРОФИЗИЧЕСКОЙ ОБСЕРВАТОРИИ
«Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно — к улавлявающим устройствам.
Известно устройство для аварийного удержания забрала купола астрофизической обсерватории, содержащее две параллельно расположенные в арках купола удерживающие цепи, взайМодействующие с противовесами и расположенные в направляющих, и механизмы" удержания цепей (11, Основным недостатком такого устройства является невозможность улавливания в противоположных направлениях, а также сложность конструкции и эксплуатации, Целью изобретения является упрощение конструкции, повышение надежности и обеспечение возможности удержания забрала при его падении в любом направлении движения от зенита купола.
Для этого удерживающие цепи шарнирно за- ° креплены на забрале купола и взаимосвязаны с противовесами и механизмами удержания цепей через обор тные звездочки, а на куполе уста- новлены спаренные направляющие звездочки, 2 агибаемые цепями и расположенные так, что при совпадении центра тяжести эабрала с зенитом купола, ось симметрии спаренных на- .правляющих звездочек совпадает с осью шарниров крепления удерживающих цепей к забра5 лу, причем направляющие звездочки соединены между сббой зубчатыми колесами.
Кроме того, механизмы удержания цепей . содержат редукторы, тйхоходные валы которых жестко соединены с оборотными звездочками, а
lO быстроходные валы снабжены тормозными шки.вами и жестко соединены с ограничителями скорости.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства (раэрез по главной арке купола при закрытом т5. забрале); на фиг. 2 — то же, внд сбоку; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2.
Устройство аварийного удержания состоит иэ размещенных в главных арках купола удерживающих целей 1, закрепленных шарниром 2 на забрале 3. Удерживающие цепи 1 находятся на жестких направляющих 4, спаренных направляющих звездочках 5, б и роликах 7. Спаренные направляющие звездочки 5, б связаны меж662473 ду собой зубчатыми колесами 8. Удерживающие цепи 1 снабжены противовесами 9. На нижней площадке межпанельного пространства жест ко расположены механизмы 10 удержания цепей 1. Механизмы 10 удержания цепей 1 снабжены оборотными звездочками 11, которые .жестко закреплены на тихоходных валах 12 редукторов 13, а на быстроходных валах 14 редукторов 13 установлены тормозные шкивы 15.
Быстроходные валы 14 редукторов 13 жестко соединены с ограничителями скорости 16, а ,тормозные шкивы 15 взаимосвязаны с тормозами 17.
Устройство работает следующим образом.
При перемещении забрала 3 по куполу, цепи удержания 1 следуют за забралом 3, перемещаясь по направляющим 4, звездочкам 5, 6 и роликам 7 и вращают оборотные звездочки 11, тем самым передавая вращение через редуктора 12 огра-. ничителям скорости 14. Противовесы 9 создают натяжение удерживающих цепей 1. При переходецен тра тяжести забрала 3 через зенит купола (фиг.3) оси шарниров 2 цепей удержания 1 проходят через оси симметрии спаренных направляющих звездочек 5, 6, а цепи 1 автоматически перехо-, дят со звездочки 5 на звездочку 6. При обратном движении забрала 3, цикл повторяется в обратном порядке. Зубчатые колеса 8 обеспечивают синхронное вращение направляющих звездочек. 5, 6.
В случае падения забрала 3 и возникновения аварийной ситуации удерживающие цепи 1 следуют за забралом 3 со скоростью падения забрала 3 и передают приобретенную скорость че. рез оборотные звездочки 11 и редукторы 13 огранйчителям скорости 16. Ограничители скорости 16 под действием повышенной скорости движения удерживающих цепей 1 срабать1вают и воздействуют на тормоза 17, путем их обесточивания, которые, в свою очередь, занимают тормозные шкивы 15 и останавливают оборотные звездочки 11, тем самым прекращая дальнейшее движение удерживающих цепей 1. Забрало 3 зависает на удерживающих цепях 1.
Формула изобретения ь, 1. Устройство для аварийного удержания забрала купола астрофизической обсерватории, 10 содержащее две параллельно расположенные в арках купола удерживающие цепи, взаимосвязанные с противовесами и расположенные в направляющих, и механизмы удержания цепей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью тб упрощения конструкции, повышения надежности и обеспечения возможности удержания забрала при его падении в любом направлении движения от зенита купола, удерживающие цепи шарнирно закреплены на забрале купола и
20 взаимосвязаны с противовесами и механизмами удержания цепей чере оборотные звездочки, а на купбле установлены спаренные направляющие звездочки, огибаемые цепями и. рас1толоженные так, что при совпадении центра тяжес25 ти забрала с зенитом купола, ось симметрии спаренных направляющих звездочек совпадает ,с осью шарниров крепления удерживающих цепей к забралу, причем направляющие звездочки соединены между собой зубчатыми колесами.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е ее я тем, что механизмы удержания цепей содержат редукторы, тихоходные валы которви жестко соединены с оборотными звездочками, а быстроходные валы снабжены тормозными шкиЗэ вами и жестко соединены с ограничителями скорости.
Источники информации, принятые во внима me при экспертизе
1. Н. Huber "Der Stand der heutigen Ausiug technik" STZ 1950> с. 40 — 41.
662473,4-A 4
Редактор Я. Бородин
Заказ 2627/25
Тираж 991 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета CQ"Р по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектиаа, 4
Составитель Н. Тютюнннков
Техред С.Мигай Корректор, А. Власенко



