Защитный клапан
Союз Советских
Соцмалмстмчесмнх
Республик
Оп ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИИЛЬСУВУ (61) Дополнительное к авт. свил-ву(22) Заявлено12.10.77 (21) 2540380/25-08 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано15.04.79.Бюллетень № 14
Дата опубликования описания 1 8.04.79
III 65721() (51) M. Кл
Р 16 К 17/22
Государственный комотет ссср оо делам изобретеней и открытий (Я) уДК 621.646 (088 8) (72) Автор изобретения
С. В. Горшков (71) Заявитель (54) ЗА ШИТНЫ Й КЛА ПАН
Изобретение относится к автомобильной технике и может быть использовано в автомобиле с многоконтурным пневматическим приводом тормозов, а также в любой пневматической системе, гIte необходимо автоматически изолировать потерявшие герметичность потребители от исправных для предупреждения утечки воздуха из системы сохранения ее работоспособности.
Известен клапан, обеспечивающий пе рекрытие напорной магистрали при появлении в магистрали, ведущей к потребителю, негерметичности (1). Однако такой. клапан может обеспечивать работу только одного потребителя.
Известен зашитный клапан, обеспечиваюший работу двух потребителей, в корпусе которого размешены распределительный орган и упруго нагруженный запорный орган, перекрывают,ий сообшаюший напорную магйстраль с потребителями канал, выполненный в теле распределительного органа 1 2).
Недостатком этого устройства является то, что при повреждении магистралей обоих потребителей одновременно разности давлений не возникает, и.поврежденные магистрали потребителя не изолируются от всей пневмосистемы, что приводит к утечке из нее воздуха.
Бель изобретения — рас пирение эксплуатационных возможностей.
Это достигается тем, что распредели-. тельный орган выполнен в виде параллель но расположенных в корпусе плунжеров, число которых равно числу потребителей, причем полость под каждым плунжером связана с.одним потребителем, а надплунжерные полости связаны с остальными потребителями каналами, я каждом из ко горых установлен обратный клапан.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, обший вид в разрезе; на фиг. 2 — разрез.А-А на $IIr 1.
В корпусе : размешены распределительный орган, выполненный в виде плунжеров 2, B K0TopbIK выполи; III I каналы 3, пе6Г>7210 рекрываемые нагруженными пружинамн 4, запорные органы 5. Плунжеры 2 нагружены пружинами 6 со стороны подплунжерной полости 7, сообщающейся каналом
3 с напорной магистралью 8, KQHAJIoM 9 с потребителем и каналом 10, перекрываемым обратным клапаном 11, с надплунжерной полостью 12. В подплунжерной полости 7 размещен упор 13, взаимодействующий с запорным органом 5. Пру- 10 жина 14 упора 13 рассчитана на давлени воздуха, оптимальное для работы системы.
Работает защитный клапан следующим образом.
При нормальной работе устройства воздух от компрессора подается по напорной магистрали 8 через каналы в плунжерах 2, отжимая запорные органы 5 в подплунжерные полости 7, откуда попада- о ет по каналам 10 через обратный клапан 11 в надплунжерные полости 12 и к потребителям. В случае появления негерметичности в магистрали какого-либо
25 потребителя (одного или нескольких) создается перепад давлений на соответствующем плунжере, вынуждающий его перемешаться, сжимая пружину 6 в сторону подплунженой полости, до тех пор, пока расположенный на нем запорный орган 5 не коснется подпружиненного упора 13.
При этом запорный орган 5 перекрывает канал 3 и изолирует негерметичную магистраль от напорной магистрали. Давление в сообщенной с неисправными потребителями подплунжерной полости удерживает соответствующий поврежденному потребителю плупжер в этом положении до устранения повреждения.
Н случае устранения неисправности, давление, подаваемое на напорную магистраль, сжимая пружину 14, через зииорный орган 5 будет подаваться к иотр";— бителю, а после создания в потребителе нагнетального давления плунжер переместится в сторону надплуижерной полости и займет свое исходное положение.
Защитный клапан обеспечивает работоспособность тормозной системы при пой реждении любого количества магистралей потребителя в течение неограниченного времени с оптимальным для пневмосистемы давлением.
Формула изобретения
Защитный клапан, преимущественно для нескольких потребителей, в корпусе которого размещены распределительный орган и упруго нагруженный запорный орган, перекрывающий сообщающий напорную магистраль с потребителями канал, выполненный в теле распределиJ тельного органа, о т л и ч а ю ш и й— с я тем, что, с целью расширенич эксплуатационных возможностей, распределительный орган выполнен в видет параллельно расположенных в корпусе плунжеров, число которых равно числу потребителей, причем полость под каждым плунжером связана с одним потребителем, а надплунжерные полости связаны с остальными поЪ требителями каналами, в каждом из которых установлен обратный клапан.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
ЬЬ 47150, кл. F 16 К 17/26, 1933.
2 Унгер Э. В. и др. Устройство и техническое обслуживание автомобилей
КАМАЗ, М., Транспорт", с. 239, рис. 143.


