Массивный ротор асинхронной машины
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ и ц 650 l63
Йоюз йоаетских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.04.76 (21) 2350029 24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28.02.79. Бюллетень ¹ 8 (45) Дата опубликования описания 30.01.79 (51) N. Кл.
Н 02 К 1i 22
Государстаеиимй комитет по делам изабретеиий и открытий (53) УДК 621.313.33 (088.8) (72) Автор изобретения
А. И. Лищенко
Институт электродинамики АН Украинской ССР (71) Заявитель (54) МАССИВНЪ|й РОТОР АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электрическим машинам переменного тока.
Известные асинхронные машины с массивным ферромагнитным ротором (1, 21 отличаются предельно простой конструкцией 5 и высокой надежностью в работе, не нуждаются в специальной системе возбуждения, успешно работают в агрессивной среде, при высоких температурах. Но они имеют сравнительно низкий коэффициент мощности при 10 номинальной нагрузке (cos р„(0,7), повышенные потери и требуют дополнительной установки источников реактивной мощности значительной величины.
Из известных решений наиболее близким 15 к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является массивный ротор без обмотки (2), имеющий продольные пазы на наружной цилиндрической поверхности и торцовые медные замы- 20 кающие кольца, предназначенные для улучшения эквивалентных параметров ротора и энергетических характеристик асинхронной машины.
Но такой ротор имеет низкие значения 25 коэффициента мощности, коэффициента полезного действия ввиду больших потоков рассеяния и повышения потерь.
Цель изобретения — улучшение энергетических показателей асинхронной машины с 30 массивным ротором.
Цель достигается тем, что предлагаемый массивный ферромагнитный ротор с продольными пазами на наружной поверхности в пределах активной длины статора имеет высоту пазов, равную 0,1 — 0,2 диаметра ротора, ширину пазов, равную 0,15 — 0,35 зубцового деления, отношение величины зубцового деления к диаметру ротора равно
0,03 — 0,06, а массивные концевые части имеют диаметр на стыке с зубцовой зоной меньше диаметра средней части на 0,4 — 1,0 высоты зубца.
На чертеже показан предлагаемый ротор.
Массивный ферромагнитный ротор 1 с продольными пазами 2 имеет длину больше длины статора на 5 — 30 О. Массивные концевые части 3 ротора имеют коническую наружную поверхность с уклоном 20 — 45, причем максимальный диаметр концевой части (на стыке с зубцовой зоной) меньше диаметра ротора на 0,4 — 1,0 высоты зубца.
Данная конструкция ротора без обмотки дает возможность снизить до минимума индуктивное сопротивление рассеяния электрических контуров, образуемых токоведущими зубцами активной зоны и массивными концевыми частями, выполняющими роль короткозамыкающих колец.
Активное coiipoTHBëåíèå контуров ротора при этом также получает минимально возможное значение (для ротора без обмотки), 650163
Г
Составитель В. Комаров
Техред Н. Строганова
Корректоры: Е. Хмелева и А. Степанова
Редактор Е. Караулова
Заказ 2715(4 Изд. № 160 Тираж 865 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
В результате фаза вторичного тока асинхронной машины значительно уменьшается.
Кроме того, при предлагаемой геометрии активной зоны и минимальном воздушном зазоре уменьшается намагничивающий ток статора и увеличивается коэффициент мощности.
Предлагаемый массивный ротор может быть применен в асинхронных двигателях мощностью более 20 кВт, работающих в тя- 10 желых условиях, а также в асинхронных турбогенераторах средней и большой мощности.
Формула изобретения
Массивный ротор асинхронной машины со средней частью, в которой выполнены открытые пазы с двумя концевыми частями, отличающийся тем, что, с целью повышения энергетических показателей, отношение высоты пазов к диаметру ротора равно 0,1 — 0,2, отношение ширины пазов к величине зубцового деления равно 0,15—
0,35, отношение величины зубцового деления к диаметру ротора равно 0,03 — 0,06, а массивные концевые части имеют диаметр на стыке с зубцовой зоной меньше диаметра средней части на 0,4 — 1,0 высоты зубца.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Куцевлов В. М. Вопросы теории и расчета асинхронных машин с массивными роторами. М.— Л., «Энергия», 1966, с. 5 — 10.
2. Шефнер К. И. Асинхронные машины.
ГОНТИ, 1938, с. 195.

