Механизм передачи крутящего момента
(72) Авторы изобретения
H. Г. Дегтярев, В. М. Муращев, С. М. Кириллов и В. В. Федотов (7!) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО
МОМЕНТА
Изобретение относится к области машиностроения.
Известны подвижные шпоночные соединения, содержащие ступицу с пазом и шпонку, установленную на валу (1) .
Недостатком зтог о соединения является быстрый износ шпонки и паза.
Известен также механизм передачи крутящего момента, содержащий вал и ступицу, имеющие пазы на обращенных !
О друг к другу поверхностях и взаимодействующих с помощью сферического ролика, установленного на оси (2j .
Данное устройство наиболее близко к изобретению по технической сущ16 ности и достигаемому эффекту. Однако недостатком его является малая нагрузочная способность.
Целью изобретения является увеличение передаваемого крутящего момента.
Цель достигается тем, что механизм снабжен направляющей, жестко установленной в пазу вала, а ролик смонтирован в ней с возможностью радиаль«25 ного перемещения и снабжен пружиной, при этом дно паза ступицы, контактирующее с роликогл, выполнено цилиндрическим и имеет рациус, меньший ради,уса вала, а боковые грани, контактирующие при передаче крутящего момента с направляющей, выполнены плоскими.
На фиг. 1 представлен предлагаемый механизм передачи крутящего момента; на фиг. 2 — разрез по A-A на фиг. 1.
Механизм передачи крутящего момента состоит иэ направляющей 1, жестко установленной на валу 2, сферического ролика 3, смонтированного на оси 4 и подшипниках качения 5, внутри направляющей 1. В направляющей выполнены пазы 6, в которых размещены упругие элементы 7 и полукольца 8.
В ступице 9 выполнен паз 10.
Механизм передачи крутящего момента работает следующим образом.
Направляющая 1 передает своей боковой поверхностью крутящий момент, независимо от направления, от вала 2 на ступицу 9.
При осевом перемещении ступицы 9 относительно вала 2 и отсутствии крутящего момента (например при перемещении шпинделя в сверлильных станках), ролик 3 будет занимать среднее полоЖение в пазу 10, так как упругие элементы 7 стремятся развернуть вал
2 относительно ступицы 9 и занять
624016
Формула изобретения
Фиг. t
Фиа. 2
Составитель Ю. Абалтусов
Редактор Л. Баглай Техред A. E.латырев Корректор И. Гоксич
Тираж 1198 Подписное
Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5154/27
11НИИПИ
Филиа ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Наиболее устойчивое положение, т.е. середину поверхности дна паза 10.
Появится зазор между боковыми поверхностями направляющей 1 и пазом 10, т.е. присутствует лишь трение качения и облегчается перемещение ступицы или вала.
При нагружении крутящим моментом будет происходить разворот вала 2 и ступицы 9 и одновременное сжатие упругих элементов 7 (т.к. ось установлена с возможностью радиального перемещения) до плотного контакта между боковыми поверхностями направ-. ляющей и паза ступицы.
Механизм передачи крутящего момента, содержащий вал и ступицу, имеющие пазы на обращенных друг к другу поверхностях и взаимодействующие с помощью сферического ролика, установленного на оси, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью увеличения передаваемого крутящего момента, механизм снабжен направляющей, жестко установленной в пазу вала, а ролик смонтирован в ней с возможностью радиального перемещения и снабжен пружиной, при этом дно паза ступицы, контактирующее с роликом, выполнено цилиндрическим и имеет радиус, меньший радиуса вала, а его боковые грани, контактирующие при передаче крутящего момента с направляющей, выполнены плоскими.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. М, Н. Иванов Детали машин М., "Высшая школа, 1976, с. 95, рис. 6,5.
2. Авторское свидетельство СССР
Р 450040, кл. F 1 3 1/08, 1973.

