Фрикционная предохранительная муфта
л1) 6I7636
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.02.77 (21) 2453564/25-27 с присоединением заявки № (51) М. Кл,в F 16D
7/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и OTKpblTHH (23) Приоритет (53) УДК 621.825,5 (088.8) (43) Опубликовано 30.07,78. Бюллетень № 28 (45) Дата опубликования описания 19.07.78 (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в станкостроении в механизмах для ограничения предельного крутящего момента. 5
Известна фрикционная предохранительная муфта, предназначенная для ограничения предельного крутящего момента,,"îдержащая ведущую полумуфту, подвижно установленную на ведущем валу, и ве- 1р домую полумуфту, соединенные фрикциопными элементами и поджатые к опорному диску через наяимной диск с помощью пружины, а также отжимной узел, имеющий шестерню, закрепленную на ведугцсм 15 валу и входящую в зацепление с сателлитами, хвостовики которых проходят в опорном диске и снабжены винтовыми парами, смонтированными в наяимном диске (1).
К недостаткам этой муфты относятся прерывистая работа, быстрый износ фрикционпых дисков, а также сложность конструкции относительно устройства из-за наличия в нем трех винтовых пар.
Известна также фрикциоцпая предохранительная муфта, содержащая соедилеппые фрикционными дисками rrnprrpyir
Данная муфта является наиболее близким решением по технической сущности и достигаемому эффекту.
К недостаткам этой муфты относится перекос сателлитов при перегрузке. Во время этого точность срабатывания муфты значительно снижается, при этом возможны заклинивания между солнечной шестерней и сателлитами.
Целью изобретения является увеличение загрузочной способности муфты при высокой точности срабатывания и плавности отключения при перегрузках.
Для этого в предлагаемой муфте ведомая полумуфта снабяена жестко связанным с пей диском с отверстиями, а каждый сателлит выполнен с выступом на другом торце, входящим в отверстие диска, при этом между торцами диска и зубчатого венца сателлита имеется зазор, величина которого определяется следующим выражением:
Л= (0,1 — 0,4) и, где zz — — количество фрикционных дисков.
На фиг. 1 показана муфта в продольном разрезе; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1.
Муфта содержит свободно установленную на ведущем валу 1 ведомую полумуфту 2, в которой выполнены равномерно располо617636
>кенные IIQ окружности сквозйь1е продольные отверстия 3. В них свободно установлены хвостовики 4 сателлитов 5, входящих в зацепления с солнечной шестерней 6, жестко соединенной с ведущим валом 1. Сателлиты 5 имеют гладкие цилиндрические выступы 7, которые устанавливаются в отверстия 8 диска 9, который жестко крепится к ведомой полумуфте 2. Таким образом сателлиты 5 имеют опорные базы и при перегрузке не изгибаются, обеспечивают плавное вращение вокруг оси и высокую чувствительность отжимного устройства при передаче значительных крутящих моментов.
На торце каждого выступа 7 сателлита 5 выполнены лунки 10 для расположения шариков 11, На ступице 12 ведомой полумуфты 2 выполнены равномерно расположенные фасонные выступы для установки ведомых фрикционных дисков 13, взаимодействующих с ведущими дисками 14, смонтированными на фасонных выступах 15 ведущей полумуфты 16. Для защиты муфты от попадания грязи служит кожух 17. Прижим фрикционных пакетов осуществляется пружиной 18 с помощью гайки 19. На торце 20 ведущей полумуфты 16 выполнена кольцевая канавка 21 глубина меньше радиуса шарика 11, охватывающая выступающие части шариков 11 из лунок 10 выступов 7 сател л ито в 5.
Для обеспечения осевого перемещения сателлитов 5 имеется зазор Л= (0,1 — 0,4) и между торцами зубчатого венца сателль >в и диском 9, где и — число фрикционных, сков.
Работа муфты осуществляется следующим образом.
При вращении вала 1 крутящий момент передается через ведущую полумуфту 16 на ведомые фрикционные диски 13 и полумуфту 2. При перегрузке, т. е. возрастании момента сопротивления выше допустимого, ведомая полумуфта 2 остановится. При этом ведущий вал 1 с ведущей полумуфтой 16 и солнечной шестерней 6 продолжает вращаться, вращая сателлиты 5, которые за счет осевых усилий, возникающих в косозубом зацеплении, перемещаются вправо, отжимая через шарики 11 ведущую полумуф)p ту 16, ослабляя при этом усилия сжатия дисков 13 и 14, ". е. произойдет проворот полумуфт.
Формула изобретения
Фрикционная предохранительная муфта, содержащая соединенные фрикционными дисками подпружиненные полумуфты и от>кимной узел в виде солнечной шестерни, связанной с сателлитами, имеющими на одном торце хвостовики, установленные в ведомой полумуфте с возмо>кностью осевого перемещения, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способнод сти, точности срабатывания и плавности отк;почения при перегрузках. ведомая полумуфта снабжена жестко связанным с ней диском с отверстиями, а каждый сателлит выполнен с выступом на другом торце, вхо30 дящим в отверстие диска, при этом между торUàìè диска и зубчатого венца сателлита имеется зазор, величина которого определяется следующим выражением:
Л= (0,1 — 0,4) и, 35 где п — количество фрикционпых дисков.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
4p № 151162, кл. Г 16Р 7/02, 1961.
2. Авторское свидетельство СССР № 572607, кл. F 161:> 7/02, 1977.
617636
Составитель О. Логг.ивова
Техрсд О. Тюрина
Редактор Н. Суханова
Корректор Е. Хмелева
Подписное
Типографии, пр. Сапуиова, 2
Заказ 1369/4 Изд. М 553 Тираж 1198
ППО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раун .ская паб., д. 4/5



