Пневматический вращатель
От1HC-А Н И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
СОюз Советских
СОЦИаЛМСтИЧЕСКНХ
Республик (i) 60796S
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 00.03.73(21) 1890575/03 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликоваио25.05.783юллетень № 19 (51) М. Кл.
}:. 21 С 1/08
Гасударственный комитет
Совета Мнннстраа СССР по делам изобретений и открытий (ц) удК С22 3>. - (088.8) (45) Дата опубликования описания 25.04.78
Э. П. Варнелло, А. M. Петреев, А. А. Липин и В. В. Назаров (Т2) Авторы изобретения
Институт горного дела Сибирского отделения
АН СССР (Т1) Заявитель (54) ПНКВ А ГИ 1 СКИЙ BPAQATEJ1b
Изобретение относится к области горной промышленности и может быть использовано при создании пневматических машин ударного действия, предназначенных, например, для проходки скважин в породах средней.и высокой крепости.
Известна бурильная машина, включаюшая корпус, поршень-ударник, распределительное устройство, подвижный корпус, храповое колесо, собачки храповика (1). 10
К недостаткам данной конструкции следует отнести низкую надежность ее работы.
Известна также бурильная машина с пневматическим врашателем, включающая цилиндрический корпус, статор1 ротор, врашаюший }5 породораэрушаюший орган, механизм свободного хода (храповик), воздухораспределительное устройство (2j. Статор и ротор снабжены лопастями, которые ограничивают рабочие пэлэсти врашателя.Статор выполнен непэдвиж- с0 ным в виде кольца с двумя торцовыми выступами-лопастями, расположенными диаметрально, а ротор выполняет функции ударника и воздухораспределительного устройства и представляет собой кольцо с двумя выступа- 25 ми-кулачками, соединенными с храповым колесом. К недостаткам такой конструкции врашателя следует отнести низкую надежность его работы, обусловленную заклиниванием ротора при его скольжении одновременно по внутренней цилиндрической поверхности корпуса и наружной поверхности неподвижной втулки, деформацией при ударах консольно выполченных лопастей ротора и статора.
Кроме того, при такой конструкции врашателя имеет место значительное трение колец ротора и статора о торцовые плошадки корпуса прн подаче сжатого воздуха в рабочие полости.
Целью изобретения является повышение надежности. Для этого статор выполнен в виде полого цилиндра,установленноговкорпусе с возможностью поворота, причем стагор образует с корпусом кольцевую камеру, сообшаюшуюся через отверстие корпуса с атмосферой.
Ila фиг, 1 изображен пневматический вращатель; на фиг. 2 — тэ же, в самодвижущейся машине ударнэгэ действия.
60 7968
Пневматический вращатепь состоит нэ корВ, уса 1, в котором установлен подвижный относительно корпуса статор, выпопненный в виде полого цилиндра 2 с лопастями 3 и
4 на его .внутренней поверхности. В теле лопастей 3 и 4 выполнены карманы 5 с выходом в кольцевой зазор с, который образован корпусом и статором.
В карманах 5 размещены, например, pîлики 6 механизма свободного хода, который 1о может быть выполнен храповым. В этом случае в карманах 5 могут быть размещены собачки xp:..þâêêa. Внутри ста тора размещен ротор врашателя, который состоит из вала 7, передающего крутящий момент псродораэру- 15 шающему органу, и лопастей 8 и 9, которые выполнены раздельно с валом 7 и соединены с йоспедним, например, шпонками 10, допускающими радиальное и осевое перемещение попастей 8, 9 относитепьно валЬ 7. Ротор и статор своими лопастями 3 и 4, 8 и 9, образуют рабочие полости ll, 12, 13 и
Ъ
14, которые через отверстия а.,сГ, О к периодически сообщаются с кольцевым эаэо25 ром
Копьцевой зазор С постоянно сообщен с атмосферой через отверстия д и
Подвод энергии в рабочие полости 11
12, 13 и 14 осуществляется через воздухо=, распредепитепьное устройство 15 и воэдухо подводящие каналы 16 и 17. Сжатый, воздух подается от сети к воздухораспредепи ельному устройству 15 и по воздухоподводяшим каналам 16 и 17 поступает поочередно в рабо35 чие полости 11, 14 и 12, 13.
При цоступпении сжатого воздуха в рабочие полости 11 H 14 статор, благодаря напичию механизма свободного хода, например роликового, заклинивается, а Ьотор поверты10 вается на некоторый угол. При этом лопасти
8, 9 откроют выхпопные отверстия . .., Ъ,..и сжатый воздух выходит иэ рабочих подостей в кольцевой зазор и далее в атмосферу через отверстия С! 8
В рабочих полостях 12 и 13 свободный воздух сжимается и в них поступает сжатый воздух. Под действием давления сжатого воздуха лопасти статора и ротора расходятся в разные стороны. Но Тах как момент инерции статора в несколько раэ меньше момента инерции ротора, а механизм свобод-, ного хода расклипен, то статор совершает поворот вокруг своей оси в том же направ лении, в котором, двигался ротор при пО» даче сжатого воздуха в рабочие -Ьопости
11 и 14. При этом ротор останется на месте или повернется на незначительный угол.
B конце своего движения статор своими попас»тями 3 и 4 сжимает воздух в полостях 11 и 14 и сообшает эти полости через воэдухораспредепитепьное устройство 15 с сетью энергоносителя. Далее цикл работы повторяет ся, Формула изобретения
Пневматический вращатепь, содержащий цилиндрический корпус с отверстием, статор и ротор с попастями,,рабочие полости, меха,низм свободного хода, воздухораспредепитепьное устройство, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с цепью повышения надежности, статор выполнен в виде полого цилиндра, установленного в корпусе с возможностью поворота, причем статор образует с корпусом кольцевую камеру, сообщающуюся через отверстие корпуса с атмосферой.
Источники;информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Бегагоен И. А. и др. Бурильные машины. М„ Недра", 1972, с. 180.
2, Там же, с. 182, 007968
Фиг. 1
Составитель A Павловский
Редактор Е, Полионова Техред Q андрейко Корректор А. Лакида
Заказ 2775/23 Тираж 734 Подписное
ЦНИИПИ Государственного коми те та Сове та Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35 Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4