Способ тарировки лага
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИСАН ИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09. 11.76 (21)241982 9/18-10 с присоединением заявки №(23) Приоритет(43) Опубликовано05.04.78.6юллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 14.03.78 (11) 601618
-", ;.,!:; "- - - т (51) М. Кл.
@01 P 21/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам иэооретений и открытий (72) Автор изобретения
В. А. Лазарев (71) Заявитель (5 " ) СПОСОБ ТА РИРОВКИ ЛАГА
Цель изобретения — одновременная тари ровка для двух лагов судов, следующих пересекающимися курасами.
Эта цель достигается тем, что одновременно измеряют расстояние и фиксируют время прохождения этого расстояния от одного судна до другого в моменты пересечения курса следования одного судна другим.
На чертеже изобрежен пример реализации предлагаемого способа.
Суда А и B следуют пересекающимися курсами и имеют связь по радиотелефону. Ы момент „суда А и В находятся в точках 1 и 1 и договариваются о проведении наблюдений. В момент 2 суда А и В находятся в точках 2 и 2 . Судно В пересекает курс судна А. B момент пересечения на судне А пускают секундомер, с помощью РЛС измеряют расстояние до судна В и снимают отсчет лага ОЛ Z . В момент пересечения пеленг судна В должен быть равен курсу судна А(П =К ). После этого суда продолжают следовать своими курсами. В момент ФЗ, когда судно А выйИзобретение относится к области судовождения, а именно к определению поправки лага, и может быть использовано для определения поправки лага в открытом море. 5
Известен способ определения поправки лага по радиолокационным расстояниям до объекта, например буя или вехи с радиолокационным отражателем fl). Способ заключается в следующем. Следуя от объек- »р та или к нему, на судне с помощью радиолокационной станции РЛС измеряют два расстояния до объекта и одновременно снимают отсчеты лага. Сравнивая разности радиолокационных расстояний с расстоянием, у пройденным по лагу, определяют поправку лага.
Недостатком способ а -являе тся потребность в специально оборудованной вехе и затраты времени на маневрирование, а также на спуск и поднятие вехи. Кроме того, дальность радиолокационного обнаружения вехи незначительна, что сильно снижает точность определения поправки лага. (53) УДК 531.767(088.8) 601618
36002 + 1,08 F
А Т где
B с, дд у = — < goo/
/чд л3600 (ОА. - ОЛ ) чл= т
Составитель С. Аликберов
Редактор О. Филиппова Техред Н. Андрейчук Корректор E. Папп
Заказ 1651/6 Тираж 1 1 12 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР ао делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Фипиап ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4 дет -tå путь судна Б, у него по корме и окажется в точке 3, а судно В будет нахо,дцтьсяв точке 3„с судна В на судно А дают команду rî радиотелефону. Могут быть испопьзованы другие средства сигнализации, например выстрел из ракетницы ипи прожектор. Набпюдатепь на судне А останавливает секундомер и снимает отсчет лага ОЛ
В момент Ф пеленг судна А с судна B бу 3 цет равен .курсу судна В. (П =K > ) . дпя определения скорости п о пагу ЧЛ необязательно снимать отсчеты лага именно в моменты 4 и C . Это можно сделать
2 э в соседние моменты.
По измеренному расстоянию Эрас=читывают скорость судна А относительно воды.
F — ширина судна В в м:
Т вЂ” отсчет секундомера в момент з
Поправку лага рассчитывают по формуле
Судно В может определить поправку своего лага одновременно с судном А. Дпя этого на судне В по команде с судна А с помощью радиотелефона в момент 1 пускают секундомер и снимают отсчет лага, а в момент 1 останавливают, измеряют расстоние до судна А и снимают отсчет лага.
1О Формула изобретения
Способ тарировки лага, включающий измерение времени прохождения судном базового расстояния, фиксацию этого расстоя15 ния и определение поправки тарируемого дага, о т и и ч а ю шийся тем, что, с целью одновременной тарировки двух пагов судов, спедующих пересекающимися курсами, одновременно измеряют расстояние
gp и фиксируют время прохождения этого расстояния от одного судна до другого в моменты пересечения курса следования одного судна другим.
Источники информации, принятые во внимание:
1. Ющенко А, П,,Лесков M. М. "Навигация", М., "Транспорт", 1972, с. 53.

