Способ калибровки гироскопических измерителей угловой скорости
Изобретение относится к навигации. Техническим результатом является повышение точности калибровки гироскопов на этапе начальной подготовки инерциальной навигационной системы. Инерциальную курсовертикаль с жестко размещенными на ней гироскопическими измерителями угловой скорости и акселерометрами принудительно вращают относительно трех осей без использования гироскопической стабилизации. Из выходных сигналов гироскопов, акселерометров и датчиков углов формируют сигналы, пропорциональные позиционной и интегральной составляющим горизонтальных компонент кажущегося ускорения и гироскопического курса для построения контура калибровки. Определяют дрейф гироскопов, ошибки масштабных коэффициентов, ошибки асимметрии масштабных коэффициентов и перекосы осей чувствительности гироскопов при объединении их в блок.
Изобретение относится к навигации и предназначено, в частности, для калибровки гироскопов инерциальных навигационных систем на этапе начальной подготовки.
Наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности и достигаемому эффекту является способ калибровки гироскопов инерциальной навигационной системы, в котором измеряется отклонение гиростабилизированной платформы от плоскости горизонта с помощью датчиков акселерометров, измеряется отклонение гиростабилизированной платформы по курсу с помощью датчика угла, на моментные датчики гироскопов подаются сигналы, пропорциональные позиционной и интегральной составляющей горизонтальных компонент кажущегося ускорения и гироскопического курса для построения контура калибровки и определяются дрейфы гироскопов [1]. Недостатком данного способа является невозможность определения мультипликативных составляющих погрешностей гироскопов, что снижает точность калибровки. Технической задачей изобретения является повышение точности калибровки гироскопов за счет применения расширенной модели погрешностей гироскопов и принудительного вращения курсовертикали относительно трех осей. Решение технической задачи или сущность изобретения заключается в том, что в способ калибровки гироскопов инерциальной навигационной системы, в котором измеряется отклонение гиростабилизированной платформы от плоскости горизонта с помощью датчиков акселерометров, измеряется отклонение гиростабилизированной платформы по курсу с помощью датчика угла, на моментные датчики гироскопов подаются сигналы, пропорциональные позиционной и интегральной составляющей горизонтальных компонент кажущегося ускорения и гироскопического курса для построения контура калибровки и определяются дрейфы гироскопов, введены новые операции, заключающиеся в том, что инерциальную курсовертикаль с жестко расположенными на ней гироскопами и акселерометрами принудительно вращают относительно трех строительных осей объекта без использования гироскопической стабилизации, измеряют абсолютные угловые скорости вращения курсовертикали с помощью гироскопов и для определения основных составляющих погрешностей гироскопов используют следующую математическую модель калибровки:
ag= [
]ag+A
a1;
где
= [
1
2
3]T - ошибки вычисления углов ориентации;
- кососимметрическая матрица, составленная из проекций угловой скорости вращения Земли на оси нормальной земной системы координат;
- матрица направляющих косинусов пересчета из нормальной земной системы координат в систему координат, связанную с осями чувствительности гироскопов; 
1= [
x1
y1
z1]T - вектор погрешностей гироскопов;
- вектор дрейфов гироскопов;
1,
2,
3,
4,
5,
6 - перекосы осей чувствительности гироскопов;k
x1,k
y1,k
z1 - ошибки масштабных коэффициентов гироскопов;
- ошибки асимметрии масштабных коэффициентов гироскопов;
1= [
x1
y1
z1]T - вектор абсолютной угловой скорости вращения курсовертикали;
y = [
y1
y2
y3]T,
z = [
z1
z2
z3]T, - векторы ошибок корректирующих сигналов
y1= k1
azg,
y2= k3
г,
y3= k5
axg;k1, k3, k5, k' = [k2k4k6] - коэффициенты обратной связи;
ag= [
axg
ayg
azg]T - вектор ошибок вычисления ускорения в нормальной земной системе координат;ag = [axgaygazg]T - вектор ускорений в нормальной земной системе координат;
a1= [
ax1
ay1
az1]T - вектор погрешностей акселерометров;
г - ошибка вычисления гироскопического курса;
,
,
- углы курса, тангажа и крена;
2,
3 - погрешности датчиков углов. Наличие новых действий в способе калибровки гироскопов позволяет повысить точность калибровки с сохранением полной автономности указанного процесса за счет совокупности существенных отличительных признаков:1) измерения абсолютной угловой скорости с помощью гироскопических датчиков угловой скорости;
2) использования принудительного вращения инерциальной курсовертикали относительно трех строительных осей без использования гироскопической стабилизации;
3) использования математической модели погрешностей гироскопов, учитывающей ошибки масштабных коэффициентов, ошибки асимметрии масштабных коэффициентов и перекосы осей чувствительности гироскопов при объединении их в блок. Сравнение предложенного технического решения с его прототипом позволило установить соответствие его критерию "новизна". При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа, не были выявлены и поэтому они обеспечивают заявленному техническому решению соответствие критерию "изобретательский уровень". Предложенное техническое решение может быть использовано в науке и технике, что обеспечивает соответствие его критерию "промышленная применимость". Способ заключается в следующем. Известно [2] , что для вычисления параметров ориентации курсовертикали относительно нормальной земной системы координат используется обобщенное уравнение Пуассона:

- кососимметричная матрица, составленная из угловых скоростей, измеряемых гироскопами. Для обеспечения устойчивости переходного процесса уравнение (1) может быть изменено следующим образом:
- кососимметричные матрицы, составленные из корректирующих сигналов обратной связи. В качестве корректирующих сигналов выбраны следующие функции:
где
г - гироскопический курс:axg azg - ускорения по осям нормальной земной системы координат, определяемые по формуле:
ag = Aa1 (4),
где a1=[ax1ay1az1]T - вектор ускорений, измеряемых акселерометрами. Коэффициенты k1, k2, k3, k4, k5 и k6 выбираются из условия устойчивости контура калибровки и минимизации ошибок оценивания погрешностей гироскопов. Сигнал гироскопического курса может быть получен следующим образом:

- матрица направляющих косинусов пересчета из системы координат, связанной с осями чувствительности гироскопов в систему координат, связанную со строительными осями объекта;
1,
2,
3 - углы поворота системы координат, связанной с осями чувствительности гироскопов относительно системы координат, связанной со строительными осями объекта;
- матрица направляющих косинусов пересчета из системы координат, связанной со строительными осями объекта в нормальную земную систему координат,d11, d31 - элементы матрицы D. Для получения математической модели калибровки проварьируем выражения (2):

Сделаем замену переменных
A = [
]A,
- кососимметричная матрица, составленная из ошибок вычисления углов ориентации. Тогда выражение (6) можно переписать следующим образом:
Умножим левую и правую части выражения (7) на AT справа. Тогда получим:

Так как A
1=
g и опорное значение z =
g/ , то выражение (8) можно переписать в виде:
Можно показать, что [
][
g]-[
g][
] = -[[
g]
] С учетом этого выражение (9) примет вид:
или

Проварьировав уравнения для z1, z2 и z3 из системы (3) и преобразовав их из интегральной формы в дифференциальную, получим:

Далее проварьируем соотношения (4) и (5). После варьирования выражения (4) и несложных преобразований получим:
ag= [
]ag+A
a1. (13)После варьирования выражения (5) и замены переменных:
A = [
]A,
D = [
]D,
A1= A1[
],
- кососимметричная матрица, составленная из погрешностей датчиков углов;
здесь
=
+D
. (14)Значения ошибок углов ориентации объекта

,
,
связаны со значениями
1,
2,
3 следующими соотношениями [2]:
Подставив в первую формулу (15) значения
1,
2,
3 из (14) и после несложных преобразований, получим:
Систематические погрешности гироскопов можно представить в виде [3]:

Для обеспечения наблюдаемости всех составляющих погрешностей гироскопов в формулах (17) необходимо осуществлять вращение курсовертикали относительно строительных осей объекта с постоянными угловыми скоростями. В этом случае проекции абсолютной угловой скорости вращения курсовертикали на оси чувствительности гироскопов будут иметь вид:

где
x,
y,
z - проекции угловой скорости вращения Земли на строительные оси объекта:
- угловые скорости вращения курсовертикали относительно строительных осей объекта. С помощью математической модели калибровки, описываемой выражениями (11), (12), (13), (16) и (17) можно построить оптимальный фильтр Калмана, который будет оценивать составляющие погрешностей гироскопов
. Для обеспечения наблюдаемости всех составляющих погрешностей гироскопических измерителей угловой скорости оптимальным фильтром в качестве наблюдений необходимо выбрать ошибки корректирующих сигналов
z1,
z2
z3. Источники информации1. Авиационные приборы и навигационные системы / Под ред. О.А. Бабича.- М.: Издание ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 1981.- стр. 525-529. (прототип)
2. Бромберг П. В. Теория инерциальных систем навигации. - М.: Наука, 1979. - 296 с. 3. Иванов М. Н., Лебеденко О.С., Сельвесюк Н.И., Шепеть И.П. Математическая модель возмущений инерциальной навигационной системы с автокомпенсацией погрешностей. М. : ЦВНИИ МО РФ, 1997. - Деп. В ЦСИФ МО РФ. Сер. Б. Вып. N40. инв. В3307. - 11 с.
Формула изобретения


ag= [
]ag+A
a1;

где
= [
2
3]T - ошибки вычисления углов ориентации;
- кососимметрическая матрица, составленная из проекции угловой скорости вращения Земли на оси нормальной земной системы координат;
- матрица направляющих косинусов пересчета из нормальной земной системы координат в систему координат, связанную с осями чувствительности гироскопов;
1= [
x1
y1
z1]T - вектор погрешностей гироскопов;
- вектор дрейфов гироскопов;
1,
2,
3,
4,
5,
6 - перекосы осей чувствительности гироскопов;k
x1,k
y1,k
z1 - ошибки масштабных коэффициентов гироскопов;
- ошибки асимметрии масштабных коэффициентов гироскопов;
1= [
x1
y1
z1]T - вектор абсолютной угловой скорости вращения курсовертикали;
y = [
y1
y2
y3]T,
z = [
z1
z2
z3]T, - векторы ошибок корректирующих сигналов
y1= k1
azg,
y2=k3
г,
y3=k5
axg;;k1, k3, k5, k' = [k2, k4, k6] - коэффициенты обратной связи;
ag= [
axg
ayg
azg]T - вектор ошибок вычисления ускорения в нормальной земной системе координат;ag = [axgaygazg]T - вектор ускорения в нормальной земной системе координат;
a1= [
ax1
ay1
az1]T - вектор погрешностей акселерометров;
г - ошибка вычисления гироскопического курса;
,
,
- углы курса, тангажа и крена;
2,
3 - погрешности датчиков углов.




















