Состав для устройства основания автомобильных дорог
12- .т.:М .:и:1 К(ЕЛ
ОПЙСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (>>) б01344 (61) дополнительное к авт. саид-ву (22} 3аявлено 041076 (21)2409245/29-33 с присоединением заявки Ph (51) М. Ка.
Е 01 С 7/36
) ннЮрнтнннныб ннвнтнт
Онннтн Мннннтрнн OCGP нн,нннав ннабрнтнннб н нтпрнтнб (23) Приорит.ет (43) Опубликовано 050478,Беллеr HI р 13 (53) УДК 624.138. .231 (088.8) (45} Дата опубликования описания оь,оз. тЯ (72) вторы изобретения
В. П. Любацкий, Н. Ф. Сасько и А. И. Богодух
Государственный дорожный научно-исследовательский институт (71) Заявитель (54) СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ ABTOMOBHJIbHhIX
ДОРОГ
8-15
Изобретение относится к дорожностроительным материала 4, а именно к составу для устройства основания автомобильных дорог.
Известен состав для устройства 5 оснований автомобильных дорог, включающий грунт, феррохромовый шлак. и сульфитно-спиртовую барду.(1)
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигае- тО мому эффекту является состав для устройства основания автомобильных дорог, включающий. грунт и электросталеплавильный шлак (2)
Известные составы обладают небольшой прочностью и морозостойкостью, а. также содержат значительное количество шлака.
Целью изобретения является повышение прочности и морозостойкости основания.
Эта цель достигается тем, что состав для устройства основания автомобильных дорог, включающий грунт и злектросталеплавильный шлак, до25 полнительна содержит сернокислый алюминий при следующем соотношении, вес. Ъ:
Электросталеплавильный шлак
Сернокислый алюминий 2-3
Грунт Остальное.
Составы для устройства основания дорог и свойства изготовленных иэ них цилиндрических образцов (50 мм) приведены .в таблице.
Как видно из таблицы, показатели прочности и морозостойкости образцов предлагаемого состава укрепленного грунта значительно превыша т те же величины у известного состава. Оптимальная добавка сернокислого, алюминия находится в пределах 2,03,0 вес.н. При превышении этого количества прочность и мороэостойкость образцов снижаются.
Оптимальная добавка сернокислого аммония, содержащего 9 вес.% электросталеплавильного шлака, позволяет получить укрепленный грунт Ц-1П
-класса прочности по СН-25-74.
Она активизирует процесс твердения смеси, грунта и электростале- плавильного шлака, способствуя образованию более плотной и морозостойкой структуры материала.
Для получения состава согласно изобретению можно испольэовать различные грунты, рекомендуемые СН 25-74, 601344 укоепленный грунт предлагаемого состава рекомендуется принимать для устройства оснований автомобильньвс дорог Ш-У технических категорий.
Состав, вес. %
Показ ат ели
Предел прочнос ти при сжатии после двухсточного водонасыщения, кгс/см, Ълектр = сталепла вильный шлак, 1
Сернокислый алю; миний
Грунт оптимальной влажности
Коэффициент морозостойкосTH
Продолжительность твердения образцов в сутках
28 90 28 90
281
28 90
Ъф
89
&8
91
16 22 0,62 0,75
18 23 0,67 0,71 22 35
4 9 0,36 0,65 10 17
26
29
32
2,0
3,0
9,0
9,0
9,0
Сернокислый алюминий 2-3
Грунт Остальное.
Источники информации, принятые во внимание при экспертнэе1
1. Авторское свидетельство СССР
М 386060, Е 02 2 3/14, 1971.
2. Лавров A. А. Использование шлаков электроплавки в дорожном cTpGHтельстве, Труды Академии коммунального хозяйства, вып. XX1V, 1963.
Составитель Г. Кондюрина
Редактор Н..Вирко Техред A.Алатырев Корректор Н. Яцемирская
Тираж 670 Подписное
Государственного коМитЕта Совета Министров СССР по делам изоЬретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб °, д. 4/5.Заказ 1644/5
ЦИНИПИ
Филиал ППП Патент, г. ужгород, ул. Проектная, 4
Ф электросталеплавилъные шлаки сроком хранения не более б месяцев н тхнический сернокислый алюминий (ГОСТ
3758-65).
Формула изобретения
CccTcLB для устройства основания автомобильных дорог, включающий грунт и. электросталеплавильный. ащак, о т л и ч а ю щ н и с я тем, что, с целью повьааения прочности и мороэостойкостй основания, он дополнительно содержит серйокислый алюминий прй следующем соотношении, вес.%:
Электросталеплавильный шлак 8-15
Предел прочности при сжатии после пяти циклов замораживания — оттаивания кгс/см
Количество циклов замораживания-оттаивания до полного разрушения

