Состав для устройство основания автомобильных дорог
Союз Советских
Социалистических
Республик
О П И С А Н И Е вsseaa4
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.09.76 (21)2406716у29 33 (51) М. Кл.
Е 01 С 7/36 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25,01.78, Бюллетень №3 (45) Дата опубликования описанияоурр 77
Государственный комитет
Саавта Министров СССР оо делам изобретений н открытий (53) УДК 624. 138.231, (088. 8) (723 Авторы изобретения
Н. Ф. Сасько и В. П. Любацкий
Государственный дорожный научно-исследовательский институт (71) Заявитель (54) СОСТАВ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а именно. к составу для устройства автомобильных дорог.
Известен состав для устройства основания автомобильных дорог, включающий грунт и шлак (1).
Наиболее близким по техническому решению к изобретению является состав для устройства автомобильных дорог, содержащий грунт, феррохромовый шлак и воду (2).
Однако известные составы имеют низкую прочность и морозостойкость.
Цель изобретения — повышение прочности и морозостойкости основания.
Это достигается тем, что состав для устройства основания автомобильных дорог, включающий грунт, феррохромовый шлак и воду, дополнительно содержит ванадиевый ангидрид при следующем соотношении компонентов, вес. %:
Феррохромовый шлак 15 — 25
Вода 6 — 16
Ванадиевый ангидрид 1,0 — 1,5
Грунт Остальное.
Добавка ванадиевого ангидрида в смесь, содержащую грунт, феррохромовый шлак и во-: ду, приводит к значительному повышению прочности и морозостойкости, что подтверждается данными испытаний, представленными в таблице.
Предлагаемый состав отвечает требованиям, предъявляемым к укрепленным грунтам
II — III класса прочности по СН-25-74 и рекомендуется для устройства оснований на дорогах Ш вЂ” V технических категорий, а также для повышения прочности и устойчивости верхних слоев земляного полотна на дорогах 1 и
I I категорий.
Входящий в состав феррохромовый шлак— медленно, но длительно твердеющий гидравлический материал и достаточно четко проявляет свою активность в более поздние сроки твер15 дения, что обусловливает продолжительный рост прочности во времени. Это является важной эксплуатационной характеристикой предлагаемого состава, используемого для устройства оснований автомобильных дорог, работающих в режиме действия постоянно возрастающей во времени нагрузки.
Грунты можно использовать песчаные, супесчаные и суглинистые, отвечающие требованиям СН-25-74, отвальные феррохромовые шлаки — сроком хранения не более одного года, ванадиевый ангидрид (NPTY-7-09-6594-70) 589324
Содержание компонентов, вес.%
К оэффициент м орозостойк ости
Предел прочности при сжатии образцов после пяти
К оличество циклов замоПределпрочности при сжатии образцов после раживанияоттаивания до
Грунт
B анадиеВода
Феррохромовый полного разрушения образцов вый циклов задвухсуточного водонасыщения, кгс/скг ангидшлак м ораживания - orрид таивания, кг/см
Продо ительность твердения об азцов с r
28 90 28 90 28 90
28 90
20 11 1 О 68 185 285 150 230 081 081 14 35
19зО 33>0 15 0 25 5 Оэ79 Оз77 14 36
20 11 15 675
20 11 0 69 4,5 10,0 О 2,5 О 0,25 4 7
Формула изобретения
Составитель Г. Кондюрина
Техред О. Луговая Корректор С. Патрушева
Тиражвто Подписное
Редактор Т. Зубкова
Заказ 354/21
11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открьггий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 и воду — с содержанием растворимых солей менее 30 мг/л.
Технология устройства оснований автомобильных дорог заключается в следующем.
Отдозированные грунт, феррохромовый шлак и ванадиевый ангидрид перемешивают при естественной влажности компонентов, после чего смесь увлажняют до оптимальной влажности и дополнительно перемешивают до достижения
Состав для устройства основания автомобильных дорог, включающий грунт, феррохромовый шлак и воду, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и морозостойкости основания, он дополнительно содержит ванадиевый ангидрид при следующем соотношении, вес %:
Феррохромовый шлак 15 — 25
Вода 6 — 16
Ванадиевый ангидрид 1,0 — 1,5
Грунт Остальное, однородного состояния. Приготовленную смесь укладывают в дорогу.
Предлагаемый состав позволяет расширить объемы применения отвального феррохромового шлака в дорожном строительстве, что будет способствовать ликвидации отвалов шлака и освобождению ими занимаемых земель, а также уменьшению загрязнения природы.
4О Источники информации, принятые во внимание прй экспертизе:
1. Хацет P. И. и Князюк К. А. Влияние свойств глинистых грунтов на эффективность укрепления их активизированным молотым гранулированным шлаком. Материалы к
4 71 Всесоюзному совещанию по закреплению и уплотнению грунтов, МГУ, 1968, с. 129.
2. Печорский И. А. и Ехлаков Н. Г. Применение самораспадающихся шлаков при укреплении грунтов. Материалы V Всесоюзного совещания по закреплению и уплотнению грунтов, Новосибирск, 1966.

