Способ монтажа биметаллической стальной облицовки судового вала
Оп ИСАНИ
ИЗОБРЕТЕН и АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ
Союз. Советских
Социалистических
592672
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 21.10.76 (21) 2414529/27 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.02.78. Бюллетен (45) Дата опубликования описания 01.Кл В 63 Н 23/34
4осударственный комитет
Совета Министров СССР
УДК 629.1.037.4 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Б. А. Ситник и В. Д. Ломыгина (54) СПОСОБ МОНТАЖА БИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ
СТАЛЬНОЙ ОБЛИЦОВКИ СУДОВОГО ВАЛА
Изобретение относится к судостроению.
Известен способ монтажа биметаллической стальной облицовки судового вала, преимущественно выполненной из малоуглеродистой стали с наплавкой нержавеющей стали, 5 включающий операции наплавки на соста|вные части трубы-заготовки облицовки слоя нержавеющей стали, расточки внутреннего диаметра частей труб-заготовок по посадке с натягом, горячей насадки частей труб-загото- 10 вок на судовой вал, сварки стыков и механической обработки облицовки на валу.
Однако по известному способу монтаж облицовки сложен и трудоемок, требует наличия специального оборудования и вследствие 15 наличия сварных швов на облицовке не обеспечивает надежного соединения последней с судовым валом.
Наиболее близким известным техническим решением является способ монтажа биметал- 20 лической стальной облицовки судового вала, преимущественно выполненной из малоуглеродистой стали с наплавкой нержавеющей стали, включающий операции расточки внутреннего диаметра трубы-заготовки:из,мало- 25 углеродистой стали, насадки последней на вал, наплавки на трубу-заготовку слоя не-ржавеющей стали и завершающей механической обработки.
Недостатками известного способа являют- ЗО ся высокая трудоемкость монтажа облицовки и недостаточная надежность последней вследствие наличия на ней сварных швов и соединения с судовым валом с помощью эпоксидно-полиамидного клея.
Цель изобретения — снижение трудоемкости монтажа и повышение надежности соединения облицовки с валом.
Для этого трубу-заготовку растачивают до внутреннего диаметра, большего на 0,002—
0,004 диаметра:вала, причем трубу-заготовку выполняют с толщиной стенки 0,01 — 0,06 диаметра вала, затем насаживают трубу-заготовку на вал и производят наплавку на нее нержавеющей стали не менее, чем за два прохода.
Способ осуществляется следующим образом.
Для облицовки судового вала (например, гребного вала или баллера руля), выполняемого из,высокопрочной стали, изготавливают цельную трубу-заготовку из малоуглеродистой стали и растачивают ее внутренний диаметр до величины, большей на 0,002 — 0,004 диаметра вала. Наружный диаметр трубы-заготовки обтачивают до получения толщины стенки, равной 0,01 — 0,06 диаметра вала. При этом длину трубы-заготовки выбирают с технологическим припуском 100 †2 мм сверх длины защищаемого вала.
592672
Формула изобретения
Составитель Ю. Новак
Редактор Г. Мозжечкова Техред И. Рыбкина Корректор В. Гутман
Заказ 970/2138 Изд. Мз 192 Тираж 563
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Затем трубу-заготовку свободно насаживают на вал с учетом технологического припуска (по 50 — 100 мм с каждого торца вала) и производят автоматическую наплавку на трубу-заготовку слоя высоколегированной нержавеющей стали не менее, чем за два прохода сварочного а втомата.
При этом в трубе-заготовке возникают сварочные напряжения сжатия, достаточные для создания необходимого .натяга в соединении облицовки с валом. Технолопический при пуск по длине заготовки необходим вследствие деформации концов трубы-заготовки при наплавке, вызывающей отставание от вала. В завершение выполняют механическую обработку облицовии — обточку на станке до заданного наружного диаметра и обрезку технологических припусков по торцам. Предлагаемый способ обеспечивает соединение облицовки с судовым валом без перенапряжения тела вала, устраняет сложные технологические операции горячей насадки и сварки стыков частей труб-заготовок, чем существенно повышается надежность облицовки, исключает необходимость в сложном оборудовании,и снижает трудоемкость монтажа облицовки,на судовом валу.
Способ монтажа биметаллической стальной обл ицовки судового вала, преимущественно выполненной из малоуглеродистой стали с наплавкой нержавеющей стали, включающий операции расточки внутреннего диаметра трубы-заготовки из малоуглеродистой стали, насадки последней на вал, наплавки на трубу-заготовку слоя нержавеющей стали и
15 завершающей механической обработки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости монтажа и повышения надежности соединения облицовки с валом, трубузаготовку растачивают до внутреннего диа20 метра, большего на 0,002 — 0,004 диаметра вала, причем трубу-заготовку выполняют с толщиной стенки 0,01 — 0,06 диаметра вала, затем насаживают трубу-заготовку на вал и производят наплавку на нее нержавеющей
25 стали не менее, чем за два прохода.

