Упруго-центробежная муфта
г (11i 585344
Союз Советскнн
Соцналнстннескнн
Реслублнк
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТ©УСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (б!) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 18.05.76 (21)2362345/25-2 с присоединением заявки №(.:3) Приоритет
2 (51) М. Кл .
F 16043/14
Гесудврствоннв|й комитет
Совете Министров СССР не доном изобретений н открытий (43) Опубликовано 25.12.77. Бюллетень №47 (53) УДК 621.825. . 5 (088. 8) (45) Дата опубликования описания23.12.77
А.-П. К. Каволелис, Р. А. Науекас,, Б П. Спруогис, Ю. И. Юревич и Ю. П. Соломинас (72) Авторы изобретения
Вильнюсский инженерно-строительный институт (71) Занвнтель (54) УПРУГО. ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА
Изобретение может быть использовано во многих отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, особенно в приборостроении, где передаваемые моменты aeaeëaêa и возможны относительно большие несоосностн соединяемых валов.
Известны центробежные муфты, содетокашне ведущую я ведомую полумуфты н центробежные грузы в виде сегментных колодок, установленных между полумуфтами 111. )g
Эти муфты имеют значительные вес и габариты.
Известна также упруго-центробежная муфта, содержащая полумуфты, выполненные в вяде ступнц с противоположно направленны- )5 мн радиальными хвостовиками, и упругий элемент, несущий центробежные грузы P2).
Эта муфта, наиболее близкая к нэобрь» тенню по технической сущности и достигае» мому эффекту, не обладает высокой податлв-Ю востью во всех направлениях и недостаточ» но хорошо компенсирует большие осевые, ° радиальные н угловые несоосностн соединяе мых валов. Особенно жестка. такая муфта в осевом направлении, так как в ней уста» 25
2 новлено ленточное кольцо. Кроме того Рмуфта имеет неодинаковые характеристики при различных направлениях вращения. При одном направлении вращения действие центробеж ных сил, развиваемых грузами, направлено в противоположную по отношению к крутящей нагрузке сторону и уменьшает деформацию упругого элемента, а при обратном направ лення вращения центробежные силы с умми» руются с внешней нагрузкой я ухудшают условия работы кольца, деформируя его еще больше.
Белью изобретения является уменьшение радиальной, осевой н угловой жесткости муфты.
Для этого в предлагаемой упруго»центро бежной муфте упругий элемент выполнен в виде двух колец, изготовленных .из проволоки круглого сечения, каждое иэ «оторых свя, зано с хвостовикамн одной иэ полумуфт, а центробежные груонт выполнены в виде эажм мьв, соединяквпих между собой оба кольна н расположенных в плоскости, перпендику лярной плоскости расположения осей хвостовиков.
585344
На фиг. 1. изображена предлагаемая муфга, вид с торца; на фиг. 2 дан разрез по
А-А на фиг. 1.
Упруго-центробежная муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты в випе ступиц с диаметрально противоположными радиальными хвостовиками. В прорезях хвостовиков ведущей полумуфты 1 при помоши винтов 3 защемлено кольцо 4 иэ круг» лой проволоки, а в прорезях хвостовиков 10 ° ведомой полумуфты 2» кольцо 5. Кольца
4 и 5, а следовательно, и полумуфты 1 и
2 соединены друг с другом при помощи двух диаметрально п роти воположно расположенных зажимов 6, которые опновременно являются 15 центробежными грузами. Плоскость расположения зажимов перпендикулярна плоскости расположения осей всех четырех хвостовнков в отсутствие нагрузки.
В статическом положении (без нагруз»- 29
«и) оси всех четырех хвостовиков лежат в одной плоскости. Угол между хвостовиками О (3 . Проекции обоих колец на о плоскость, перпендикулярную оси муфты, представляют собой идеальные окружности. 25
Под воздействием крутящего момента ведущая полумуфта 1 проворачивается относи тельно ведомой полумуфты 2 в направлении вращения. Угол o(, становится отличным от нуля, кольца изгибаются и два груза- эажима ЗО
6 приближаются к оси вращения. При увеличении числа оборотов центробежные силы возрастают и грузы-зажимы 6 смешаются от оси вращения в силу возвратной деформации упругих колец 4 и 5. 35
При крутильном возмущении ведущей или ведомой полумуфты центробежные грузы-за»жимьi совершают колебания приблизительно в радиальном направлении и в определенных условиях крутильные колебания могут быть локализованы в соответствующей полу муфте.
Испытания препложенной упруго-центробежной муфты показачи, что при наличии повышенных перекосов и смещения валов она лучше компенсирует эти смещения, чем известные муфты. Использование упругих колец из круглой проволоки вместо ленточного кольца упрощает конструкцию и технологию изготовления муфты.
Формула изобретения
Упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты в випе ступиц с диаметрально противоположно расположенными радиальными хвостовиками и упругий элемент, несущий центробежные грузы,отличающаяся тем, что,с целью уменьшения радиальной, осевой и урловой жесткости муфты упругий элемент выполнен в виде двух колец, изготовленных иэ проволоки круглого сечения, каждое яз которых связано с хвостовиками опной из полумуфт, а центробежные грузы представ» ляют собой зажимы, соепиняюшие кольца друг С другом и расположенные в плоскос ти, перпендикулярной плоскости расположения осей хвостовиков.
Источники информации, принятые во вниманяе при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 230568, кл. Р 161343/14, 1967.
2. Авторское свидетельство СССР
J4 252773, кл.P 1693/79. 1968
58534 1
@ а 1
Фиг. 2
Составитель И. Злотник
Редактор Г. Котельский ТехредА. Богдан Корректор С. Патрушева
Заказ 5027/31 Тираж 1154 Подписное
ЦИИИП!! Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открь тий
1 13035, Москва, Ж-35, Раун скал наб., д. 4/5 филиал ПП!! "Патент, г. Ужгород, ул. Г!роектнян, 4


