Способ спуска бурового инструмента на забой скважины и его подъем при реактивно-турбинном бурении
(!!! 580304
ОП ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (6!) Дополнительное к авт. спид-гу (22) Заявлено 01.10.75 (21) 2176332/03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.11.77. Бюллетень ¹ 42 (45) Дата опубликования описания 01.11.77 (51) М, Кл.- Е 21В 19/00
E 21D 1/Ob
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 622.245.1 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
Г. И. Булах, В. А. Высоцкий, В. И. Либерман, В. М. Пульченко и А. А. Рыбалка (71) Заявитель
Всесоюзный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт буровой техники (54) СПОСОБ СПУСКА БУРОВОГО ИНСТРУМЕНТА НА ЗАБОЙ
СКВАЖИНЫ И ЕГО ПОДЪЕМА
ПРИ РЕАКТИВНО-ТУРБИННОМ БУРЕНИИ
Изобретение относится к области бурения скважины оольшого диаметра планетарными бурами, а именно к спуску бурового инструмента на забой скважины и его подъему через обсадную колонну.
Известен способ спуска реактивно-турбинного бура через обсадную колонну (!).
Недостатком этого способа является то, что при бурении скважин из-под башмака обсадной колонны диаметр скважины образуется меньше диаметра оосадной колонны, через которую транспортируется буровой инструмент к забою скважины, вследствие этого невозможен: после окончания бурения изпод башмака дальнейшии спуск этой обсадной колонны.
Известен способ спуска бурового инструмента на забой скважины и его подъема при реактивно-турбинном бурении, включающий перевод в транспортное положение периферийных долот бура, шарошки каждого из которых в рабочем положени при его вращении выступают за пределы поперечного сечения оосадной колонны, с последующим перемещением бурового инструмента внутри обсадной колонны (2).
Недостатком известного способа является то, что поворот породоразрушающего инструмента на забое осуществляется гидравлическими домкратами.
Целью изобретешгя является упрощение перевода долот в транспортное положение и средств для его осуществления, а также исключения перевода долот в рабочее положение.
llocTBrëåHíàÿ цель достигается тем, что перевод каждого пз периферийных долот в транспортное положение производят путем установки их дву: смежных шарошек на максимальном и равноудаленном расстоянии от оси оурового инструмента.
На <риг. 1 приводится схема транспортирования через оосадную колонну, например, двухтурбинного бура; на фиг. 2 — схема расположения шарошек трехшарошечных долот в транспортном положении оура; на фиг. 3— схема расположащя шарошек трехшарошечных долот при оурении из-под оашмака обсадной колонны, при этом шарошки долот разрушают забой диаметром, большим, чем наружныи диаметр этои колонны; на фиг. 4 и о — схема расположения шарошек двух шарошечных долот соответственно в транспортном и раоочем положении бура. (пособ состоит в следующем.
11осле закрепления долот на валах 2 бура, крапине долота (в случае применения трех- или четырехтуроинных оуров) поворачивают вокруг своих осей до тех пор, пока соседние шарошки 3 этих долот ие устано580304 вятся на максимально равном расстоянии от оси бура.
В таком положении бур свободно спускается через обсадную колонну к забою скважины.
Извлечение из скважины бура, после окончания цикла долбления, производится следу ющим образом.
Бур приподнимается до соприкосновения долот с башмаком обсадной колонны 4, при этом бур поворачивается принудительно вокруг своей оси. В результате контакта корпусов или шарошек долот с торцом башмака, под действием отклоняющей силы долото будет поворачиваться пока шарошки не займут транспортное положение и свободно не войдут во внутреннюю полость обсадной колонны. При этом поворот бура совмещается с небольшим подъемом (натяжкой) буровой колонны, необходимым для определения момента входа бура в колонну.
Для облегчения установки долот в транспортное положение на забое скважины можно торец башмака обсадной колонны срезать под углом равным 10 — 15 к диаметральному сечению трубы. Такой скос башмака обсадной колонны выполняется перед спуском ее в скважину. Он обеспечивает более надежный поворот долот в транспортное полокение, Применение предлагаемого способа спуска может осуществляться с долотами, имеющими две и больше шарошек, но целесообразно применять двухшарошечные долота.
Четырехшарошечные долота могут быть применены с меньшим эффектом, чем двухшарошечные, так как эти долота, будут образовывать меньший зазор между обсадной трубой и стенкой скважины.
Формула изобретения
Способ спуска бурового инструмента на забой скважины и его подъема при реактивно-турбинном бурении, включающий перевод в транспортное положение периферийных долот бура, шарошки каждого из которых в раоочем положении при его вращении высту15 пают за пределы поперечного сечения обсадной колонны, с последующим перемещением бурового инструмента внутри обсадной колонны, отличающийся тем, что, с целью упрощения перевода долот в транспортное
20 положение и средств для его осуществления, а также исключения перевода долот в рабочее положение, перевод каждого из периферийных долот в транспортное положение производят путем установки их двух смежных
25 шарошек на максимальном и равноудаленном расстоянии от оси бурового инструмента.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 122464, кл. Е 21Р 1/04, 1959.
2. Авторское свидетельство СССР № 181582, кл. Е 21D 1/06, 1963.
580304 моиг. 4
4ои2. 5
Составитель В. Коротков
Техред И. Карандашова
Корректор О. Тюрина
Редактор В. Смирягина
Заказ 2464/9 Изд. М 899 Тираж 778
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2



