Способ правки валов роторов паровых турбин
Ь с(зоо (Оъ ы.лот
@эте нт((о (: > (1: „t Hÿô бтвба1и©тФмй i"> ü ()568479
ОПИСАНИЕ
ИЗО6Р ЕТЕ Н И Я
Х АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 14.03.66 (21) 1064175,. 25-27 с присоединением заявки Ме— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.08.77. Бюллетень Хе 30 (45) Дата опубликования описания 11.11.77 (51) М.Кл, В 21 D 3/16
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.982 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Б. Моргулис и В. С. Михайличенко (71) Заявитель
Ростовское производственное предприятие по капитальному ремонту оборудования электростанций (54) СПОСОБ ПРАВКИ ВАЛОВ РОТОРОВ
ПАРОВЪ|Х ТУРБИН
Изобретение относится к технике ремонта валов роторов энергетических и других машин.
Известен термомеханический (релаксационный) способ правки валов ротароз паровых турбин. заключающийся в том, что установленный в опорах вал вращают с одновременным нагревом его в .интервале температур, обес(печивающих снятие внутренних остаточных напряжений.
Недостатками способа являются необходимость наличия внешнего нажимного устройства, применение многочасовых выдержек нагретого зала в нажатом состоянии, отсутст(зие возможности прямого контроля действительното прогиба вала в течение одного нажима, повышенная длительность одного цикла правки (нагрев, выдержка, охлаждение).
Для повышения качества, правки по предлагаемому способу после нагрева вал дополнительчо подвергают многократным нагревам до тем(пературы 660 — 720 С в течение 5—
10 мин с последующим остановом прогибом вверх на 3 — 5 мин.
Способ правки валов поясняется чертежом.
Способ правки валов заключается з следующем. Погнутый вал 1 укладывается на временные катковые опоры 2, размещенные либо (в цилиндре 8 турбины, либо в другом месте, причем участок вала в районе, подле2
r жащем зональному кольцевому нагреву, изолируется асбестовым канатам 4 HB длине
1200 — 1500 мм.
В месте наибольшего прогиба устанавливается индукционный нагреватель 5, при помощи которого осуществляется местный, кольцевой нагрев участка вала до температуры правки.
Одновременно с нагревом обеспечивается вращение вала при помощи, привода б сп=
=5 — 10 об/мин.
По мере .нагрева вала, в интервале
500 †6 С, происходит снятие остаточных напряжений и изменение показаний индикатора на 20 — 30%, В дальнейшем, несмотря на рост температуры металла, наблюдается стабилизация биения вала з контрольных сечениях, Температура металла контролируется з
20 момент останова вала прогибом вверх при помощи термопар, установленных на залу.
На время останова вала индукционный нагрезатель выключается во избежание появления дополнительной разности температур по валу.
В течение 3 — 5 мин температура поверхности вала снижается на 30 — 40 С, и действие механизма .ползучести металла фактически прекращается.
568479
Формула изобретения
Составитель Н. Чернилевская
Текред М. Семенов !корректор И. Симкина
Редактор С.,Хейфиц
Заказ 67!/!433 Изд P,о 555 Тираж !080 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
После чего вал проворачивается на 180, выдерживается 3 — 5 иин с целью снятия появившейся разности температур «вврх — низ» по валу в нагретой зоне, затем включается привод и индукционный нагреватель.
Серия замеров биения вращающетося вала в контрольных сечениях позволяет определить разницу векторов биения до и после ос— танова, которая и позволяет оцечить эффективность правки вала и выбрать рабочий интервал температур на уровне 660 — 720 С.
Указанный интервал температур соответствует такой скорости,ползучести, при которой изменение биения вала составляет 0,01 —:
0,02 мм, мин.
Таким образом, сочетая многократные нагревы с последующими остановами прогибом вверх, можно снизить биение вала до нормы в течение 1 — 2 ч.
Наблюдение за биением вала в течение,последующих 30 — 60 иин позволяет убедиться в стабильности оси вращения вала в том же температурном интервале, после чего производится охлаждение выправленного вала до температуры окружающей среды.
Питание индукционного нагревателя лучше всего осуществлять через сварочный трансформатор 7 типа ТСД-2000-3.
Контроль за процессом нагрева ведется при помощи, приборов теплового и электрического, контроля.
Для предотвращения осевого смещения ва-!
О ла устанавливаются упоры 8.
Способ правки валов роторов паровых тур15 бин, заключающийся в том, что установленный в опорах вал вращают с одновременным нагревом его в интервале температур, обеспечивающих снятие внутренних остаточных напряжений, отличающийся тем, что, с целью повышения качества правки,,после нагрева вал дополнительно подвергают многократным нагревам до температуры 660—
720 С в течение 5 — 10 иин с,последующим остановом прогибом вверх на 3 — 5 мин.

