Вращающееся координатное устройство для измерения параметров за рабочим колесом турбины

 

Союз Советских

Социалистииеских

Республик (i) 5613.ОЗ (6!) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.05.74 (21) 2028605/06

2 (5() .М, )(л.

6т 01 М 15/00 с присоединением заявки

Государственный квинтет

Соната Мннистроа СССР оо делам наооретеннй н отнрытнй (23) Приоритет (43) Опубликовано05,06.77.Бюллетень лГ 21 (45) Дата опубликования описания 06.08.77 (53) УДК 621,436-552 (088.8) (72) Автор изобретения

И. Н. Письмин (71) Заявитель (54) ВРАШАЮШЕЕСЯ КООРДИНАТНОЕ УСТРОЙСТВО,БЛЯ

ИЗМЕРЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ЗА РАБОЧИМ КОЛЕСОМ ТУРБИНЫ

Изобретение относится к устройствам для испытания машин, в честности к исследованию газового потока за турбиной.

Известно т координатное устройство для измерения параметров за рабочим колесом турбины, содержащее измерительные зонды, жестко связенные с исследуемым колесом турбины (1), Недостатком устройства является невоз- щ можность перемещения и поворота зондов.

Известно также устоойство для иамерений параметров за рабочим колесом турбины, содержащее связанный с электродвигателем ротор с измерительными зондами, снабженными механизмом перемещения по шегу лопаток турбины (2).

Это устройство является наиболее близким к предлат аемому по технической сущности и достигаемому эффекту.

Недостатком его является невозможность определения месторасположения вс времени вращающихся зондов относите:1ьно межлопаточных каналов.

Целью изобретения является повыц ение эффективности измерения B заданном межлопаточном канале.

Для этого ня роторе зекреплен механизм сцепления с велел турбшп, зыполненный в виде подпружине;и;ой полумуфты, управляемой эксцентриком, е механизм перел ешения зондов по шагу выполнен в виде связанного с зондами полого вала, соосного ротору и снабженного винтовым пазом с пальцем, входящим в прямой пез ня роторе и перемешеемым в осевом направлении резьбовым ста)каном, связанным с автономным элекгропрт годом. Кроме того, зонды снабжены мех низмом повороте в виде соединенных с ним шестерен, находящихся в зс цеплении с рейками, перемещаемыми через подшипник резьбовой втулкой, связанной с дополнителы.ым электроприводом.

Ня чертеже схематически изображенс предлагаемое устройство. Несущие подшипники 1 ротора смонтированы в обойме 2, которая монтируется в переднем корпусе 3. Колесо устройства cOcтоит из двух д:i::êoâ

4 и 5, посеженттых соответственно не валы

561103

6 и 7. В полости диска 5 смонтированы дв шпильки 8, на каждую из которых посяжепя шестерня 9, находящаяся в зацеплении с диском 4 через шестерни 10. 1!а шпильки

8 навинчена обойма 11, в которую монтируются с помощью гайки 12 находящиеся в зацеплении замок зонда 13 и втулка-шестерня 14. В замок 13 монтируется и крепится зонд 15.

Втулка 14 механизма поворота зондов по ц углу через шпонку 16 соединена с шестерней 17, находящейся в зацеплении с рейкой

18 валика 19. Ня валике 20 привода механизма поворота зондов по углу смонтирована шестерня 21, находящаяся в зацеплении с шестеренчатой резьбовой втулкой 22; которая находится в резьбовом соединении с опорой 23, Во втулке 22 смонтирован подшил " ник качения 24, соединенный с великом 19 через втулку и палец 25. На валике 20; привода механизма, выведенного из корпусов устройства и турбомешины, смонтирован механизм отсчета величины поворота зондов по углу. Червяк 26 с червячным колесом 27 (механизма перемещения зондов по высоте), д смонтированном на валах 6 и 7, дает возг можность поворачивать вал 7 относительно вяла 6 и тем самым диск 5 с шестернями

10 и 9 относительно диска 4. В результате этого черм; шес.терни 10 и 9 вращаются 30 шпильки S, на резьбе которых смонтирована обойма 11 с зондом 15.

Аналогичные взаимодействия осуществляются в диаметрально расположенных деталей относительно оси дисков (шестерни, шпильки,у зонд). С помощью валика привода механизма через пару конических шестерен осуществляется вращение червяка, ня конце которого смонтирована одна из конических шестерен.

Валик привода конструктивно связанс отсчет-, 40 ным механизмом для определения величины перемещения зондов по высоте. Внутри вала 6 смонтирован валик 28 ме-= ханизма сцепления роторов устройстве и турбомашины. Валик сцепления 28 заканчивает- д5 ся пальчиковой полумуфгой 29. На другом конце валика смонтированы втулка 30 и полумуфта 31. Во втулке 30 имеется прямой пез, в котором перемещается пялец 32.Во втулке 30 смонтирсвана пружиня 33, от-50 жимякщея велик сцепления 28 в крайнее правое положение, т, е, poTUpbl нлхедлтся в сцеплении. В кряйнее левое положение валик о

28 приводится поворотом ня 90 эксцентрике 34. Валик, н» ос.r кот.>рого смонтирован 55 .-эксцентрик, освящен мех»«и- мом повороте

«округ своей оси. H «ял < р<ц.оря турбомашины смонтировя«» « лъ «уфтя с отверстиями под пальцы полумуфтн 2, .«тройсткя. В шестеренчатом резьбо1 ом «т»;-: .><: .< ., соединенном с 60 крышкой 36, смонтированы шестерни 37 и подшипник качения 38 со втулкой 39 и пальцем 32. Вращение стакане 35 в резьбовом соединении осуществляется с помощью валика 40 (механизмя перемещения зондов по шагу) через шестерни 41, 37, В валу 7 нарезан винтовой паз, с помощью которого при перемещении стакане 35 н соответственно пальца 32 в осевом направлении (ввинчивяние или вывинчивяние), вял 7 поворачивается относительно валика сцепления 28 (валик 28 находится в сцеплении с ротором турбомашин). Вместе с валом 7 поворачивается и диск 5, в котором смонтированы зонды 15.

Устройство работает следующим образом.

После того, когда произведено сцепление роторов устройства и турбомяшины при о повороте эксцентрика 34 ня 90 (вертикальное положение) становится возможным перемешать зонды по шагу относительно исследуемых рабочих лопаток.

Вращая валик 40 привода механизма (при помощи электроприводе) через шестерки 41 и 37, вращается в резьбовом соединении стакан 35, перемещая вдоль оси палец 32. При перемещении цальца 32 вдоль оси вялы 7 и 6 с колесом, оснащенным измерительными зондами 15, поворачиваются в окружном направлении относительно велике 28 и исследуемых лопаток рабочего колесе .. (ротора турбомашины). Валик 40 конструктивно связан с отсчетным механизмом для определения величин перемещения зондов по шагу и местоположения их относительно исследуемых лопаток; При вращении червяка 26 через коническую пару с помощью элементов привода механизма перемещения зондов по высоте, вращается червячное колесо 27, я вместе с ним и вал 7 с диском 5 и шестернями 9 и 10 относительно веля 6 с диском 4. Шестерни 9, насаженные не шпильки

8, вращают шпильки, по резьбе которых перемещается в радиальном направлении обойма

11 с замком 13 и зондом 15. Вращая валик 20 привода механизма поворота зондов по углу, через шестерни 21 42, вращается в резьбовом соединении втулка 22. При этом чашка перемещает вдоль оси (через годшипних качения 24 и палец 25) валик 19 с рейкой 18 (для двух диаметрально ряспс ложенных зондов). Рейка 18 поворачивает вокруг своей оси шестершо 17, втулку 14 и по направляющим обоймам 11 замок 13 с зондом 15, При повороте зонде его приемний носик остается в одной точке.

Изобретение позволяет повысить эффективность исследования турбин.

561103

Формула изобретения

1. Вращающееся координатное устройство для измерения параметров эа рабочим колесом турбины, содержащее связанный с элек- 5 тродвигвтелем ротор с измерительными зондами, снабженными механизмом перемещения по шагу лопаток турбины, о т л и ч aIю ш е е с я тем, что,с целью обеспечения эффективного измерения параметров в задан- 0 ном межлопаточном канале, на роторе закреплен механизм сцепления с валом турбины, выполненный в виде подпружиненной по лумуфты, управляемой эксцентриком, а механизм перемещения зондов по шагу выпол нен в Виде связанного с зондами полого в лв, соосного ротору и снабженного винтовым пазом с пальцем, входящим в прямой паэ на роторе и перемчцаемым в осевом направлении резьбовым стаканом, связанным с автономным электроприводом.

2.Устройство по и. 1, о т л и ч а» ю ш е е с я тем, что, с целью расширения, ° диапазона измерений, зонды снабжены меха низмом поворота в виде соединенных с ними, шестерен, находящихся в зацеплении с рейк4ми, перемещаемыми через подшипник реэьбовой втулкой, связанной с )дополнительным электроприводом, Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: 1. Авторское свидетельство N 182374 кл. Cj 01 М 15/00, 1964 r.

2. Колесников A. В. Экспериментальное исследование структуры потока эв рабочим колесом °, Промышленная аэродинамика, Ф 4

¹ 12, 1959.

Составитель A. Лгладзе

Редактор М. Васильева Техред О. Луговая Корректор

Заказ 3. 56 4/1 48 Тираж 1 101 Подписное

1111ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР пс делам изобретений и открытий

1 1. 303 э, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Филиал 11!1Г1 "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Вращающееся координатное устройство для измерения параметров за рабочим колесом турбины Вращающееся координатное устройство для измерения параметров за рабочим колесом турбины Вращающееся координатное устройство для измерения параметров за рабочим колесом турбины Вращающееся координатное устройство для измерения параметров за рабочим колесом турбины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх