Устройство для продажи билетов
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ((() 548880
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.12.74 (21) 2091517/24 (51) М. Кл.- G 07В 3/02 с присоединением заявки Rn
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР (23) Приоритет
Опубликовано 28.02.77. Бюллетень М 8 по делам изобретений (53) УДК 681.138.64 (088.8) и открытий
Дата опубликования описания 24.03.77 (72) Автор изобретения
В. И. Гаврин (71) За (витe h (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ
Изобретение относится к области торгового машиностроения и может быть использовано в полуавтоматах для продажи проездных билетов на городском пассажирском транспорте.
Известные полуавтоматы для продажи проездных билетов имеют монетопрпемное устройство, расчитанное на прием монет определенного достоинства пли определенного их сочетания, и устройства с суммированием монет любого достоинства в пределах установленного тарифа. Такие полуавтоматы имеют ограниченное применение, сложны, недостаточно надежны и требуют повышенного ухода (1).
Известно также устройство для продажи билетов подобного назначения с суммирующим монетоприемным механизмом, работающим на весовом принципе. Данное устройство содержит размещенные в корпусе суммирующий монетоприемный узел с лентопротяжным механизмом, на одной оси которого расположена ручка и узел отрыва билетов ((2).
Так как весовое суммирование происходит в условиях тряски движущегося транспорта, то такое устройство ие обеспечивает четкого срабатывания устройства. Кроме того, это устройство отличается многоэлементностью и конструктивной сложностью.
С целью упрощения устройства в нем суммирующий монетоприемиый узел выполнен в виде жестко связанного и расположенного на одной оси с лентопротяжным механизмом приемного барабана, снабженного наклонной профилированпой щелью, расположенной перпендикулярно к плоскости его оси вращения, и закрепленным на торце барабана двузубым храповым колесом, связанным с собачкои, иа одной оси, с которой установлена педаль, размещенная параллельно накопительной щели приемного барабана, кинематически связанного с роликовым фиксатором. la«oe устройство исключает влияние толчков и тряски в процессе суммирования монет и выдачи проездных билетов на движущемся транспорте, позволяет осуществить тарифное
15 суммирование на суммы 2, 3, 4 и 5 коп. при выполнении наклонных щелей соответствующего профиля, конструктивно значительно проще и долговечней.
На чертеже показана кинематическая схема устройства на тариф 3 коп. (трамвай).
На оси 1, приводимой во вращение рукой за ручку 2, сидит приемный барабан 3 с наклонной профилпрованной щелью 4 (в которую опускается сумма монет до полного тарифа) и билетопротяжньш барабан 5 механизма выдачи билета. 11оложение приемного барабана фиксируется роликовым фиксатором
6, сидящим на рычаге 7, качающемся на оси
8 и оттягивающемся пружиной 9. Над щелью
3Q с небольшим смещением расположена качаю548880 щаяся педаль 10 с блокирующей собачкой 11, западающей с некоторым смещением в один из зубов диаметрального двузубого храпового колеса 12, сидящего на приемном барабане 3.
Собачка 11 прижимается пружиной 13, воздействующей на рычаг 14.
Над щелью 4 с небольшим смещением в другую сторону находится направляющая пластина 15. В зазор между педалью 10 и пластиной 15 поступают монеты и накапливаются в наклонной щели 4. Ролик 16, сидящий на рычаге 17, пружиной 18 прижимает билетную ленту 19 к барабану 5 и при повороте последнего протягивается по лотку 20 к отрывному устройству, состоящему из обрезиненного ролика 21, сидящего на оси 22, и прокалывателю
23, сидящему на рычаге оси 24. Другой рычаг оси 24, соединен планкой 25 с качающимся рычагом 7 и при его качании заставляет отходить прокалыватель 23 от обрезиненного ролика 21.
При поступлении монет в сумме полного тарифа 3 коп. в любых сочетаниях и последовательности, последняя из нпх возвышается из щели по образующей приемного барабана 3, и при повороте ручки 2 на небольшой угол соприкасается с педалью 10. Педаль поворачивается, и собачка 11 выходит из зацепления с зубом храпового колеса 12. Одновременно роликовый фиксатор 6, катясь по наклонной плоскости выреза приемного барабана 3, поворачивает рычаг 27 и через планку 25 и рычаги оси 24 заставляет отойти прокалыватель 23 и пропустить билетную ленту 19. Через полоборота приемного барабана 3 монеты выпадают из щели 4 и попадают в копилку, проездной билет выходит на свою полную длину, а ролик
6 с большой скоростью (так как другая плоскость выреза приемного барабана 3 параллельна горизонтальной оси полуавтомата) фиксирует приемный барабан в исходном положении, но со сдвигом 180 . Прокалыватель
23 прижимает билетную ленту 19 к обрезиненному ролику 21, после чего билет можно оторвать.
Если в щель приемного барабана опущена неполная сумма проездного тарифа, например только 2 коп., то за образующую приемного барабана пз щели монета не выходит и прп повороте барабана на малый угол не соприкасается с педалью. Тогда при попытке дальнейшего поворота ручки собачка соприкасается с зубом храпового колеса и тем самым стопорит выдачу билета.
Применение на городском транспорте без кондуктора простейших сборников монет и бесконтрольный отрыв проездных билетов приводит к разрыву между числом оторванных билетов и суммой опущенных денег и когеб15 лется (по опросам водителей) для травмая до
1 — 1,5/, для троллейбусов до 2 / и для автобусов до 4 — 5 /о.
Таким образом, предлагаемый полуавтомат конструктивно проще, дешевле и надежнее и дает большую экономию.
Формула изобретения
Устройство для продажи билетов, содержащее размещенные в корпусе суммирующий мод нетоприемный узел с лентопротяжным механизмом, на одной оси которого расположена ручка и узел отрыва билетов, о т л и ч а ю щ е еся тем, что, с целью упрощения устройства, суммирующий монетоприемный узел выполнен в виде жестко связанного и расположенного на одной оси с лентопротяжным механизмом приемного барабана, снабженного наклонной профилированной щелью, расположенной перпендикулярно плоскости его оси вращения, и закрепленным па торце барабана двузубым храповым колесом, связанным с собачкой, на одной оси с которой установлена педаль, размещенная параллельно накопительной щели приемного барабана, кинематическп связанно4О го с роликовым фиксатором.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1, Авт. св. № 206929, кл. G 07В 3/02, 1962.
2. Авт. св, № 275560, кл. G 07В 3/02, 1968
45 (прототип). б48880
/ecmgnneeue
Составитель С. Тыняная
Техред А. Камышникова
Редактор С. Заика
Корректоры: Е. Хмелева и Л. Котова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 540/16 И,го о зд. Лз29 Тираж 769 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5


