Гидрометрический груз
оциалистически
Республик
ИЗОБРЕТ
К АВТОРСКОМУ СВИ (61) Дополнительное к авт. с (22) Заявлено25.06.75 (21) 2 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05.12.76. (45) Дата опубликования оп
Государственный комитет
Совета Министров СССР па делам изаоретений и открытий (72) Автор изобретения
Ш. Ш. Тугушев (71) Заявитель ГосУдаРственный оРдена ТРУдового КРасного Знамени гидрологический институт (54) ГИДРОМЕТРИЧЕСКИЙ ГРУЗ
)О
Изобретение относится к гидрометрическим устройствам, в частности к устройствам для крепления и управления гидрометрическими приборами.
Известны гидрометрические грузы, применяемые в гидрометрических установках
ГР64, ГР64М, и ГР70, состоящие из тела груза, хвостового оперения с пенопластовым поплавком, кронштейна для крепления гидрометрической вертушки, поддона, поверхностного и донного контактов 11.
Наиболее близким к изобретению по техническому решению и достигаемому результату является гпдрометрический груз, ко- 15 торый состоит из тела груза, поддона, делителя тока, поверхностного контакта, выполненного в виде поплавка, с вмонтированными в него постоянным магнитом, донного контакта в виде закрепленного штока 20 с вмонтированным в него постоянным магнитом, жестко связанного с поддоном, гребенки, закрепленной на теле груза неподвижно. Поверхностный и донный контакты при этом снабжены каждый постоянными 25 магнитами и магнитоуправляемыми контактами (2).
Устройство работает следующим обр зом.
При соприкосновении гидрометрического груза с дном водоема, поддон сообшает поступательное движение штоку. Шток входит в камеру металлического корпуса и доходит до магнитоуправляемого контакта, после чего происходит замыкание цепи донного контакта.
При подъеме гидрометрического груза поддон со штоком занимают исходное положение под действием собственного веса и происходит размыкание цепи донного контакта.
Недостатком известных гидрометрических грузов является наличие поддона, ухудшаюшего гидродинамические характеристики груза иэ-за ненадежности работы донного контакта в результате попадания мелких камней между поддоном и грузом, и иэ-за возможности заклинивания поддона между камнями в водоемах с каменистым дном.
538226
Белью изобретения является повышение надежности работы и улучшение гидродинамических характеристик гидрометрического груза.
Эта цель достигается тем, что в предлагаемом устройстве один конец гребенки шарнирно укреплен на теле груза, а другой — снабжен ограничителем хода, причем шток донного контакта подпружинен и верхним концом шарнирно скреплен с гребенкой.
На фиг. 1 изображен общий вид гидрометрического груза; на фиг. 2 — донный и поверхностный контакты гидрометрического груза в разрезе.
Гидрометрический груз состоит из тела груза 1, хвостового оперения с пенопластовым поплавком 2, кронштейна 3 для крепления гидрометрической вертушки, гребенки 4 и металлического корпуса 5, в котс>ром расположены делитель тока 6, поверхностный контакт в виде ртутного переключателя 7, донный контакт в виде штока 8 с вмонтированным в него постоянным магнитом 9 и размещенным рядом магнитоуправляемым контактом 10, пружины 11, фиксирующего штифта 12, троса 13, шарнира 14 и ограничителя 15.
Устройство работает следующим образом.
Гидрометрический груз 1 подвешиваеч ся к тросу 13, при этом под действием веса груза гребенка 4 перемещается вверх до упора с ограничителем 15. Груз 1 занимает наклонное положение, так как точка подвеса троса с гребенкой 4 смещена от центра тяжести груза.
При опускании груза 1, поверхностный контакт 7 находится в разомкнутом положении.
При касании груза 1 водной поверхности хвостовое оперение с пенопластовым поплавком 2 обеспечивают грузу 1 горизонтальное положение относительно потока, ртуть в ампуле перемешается и замыкает поверхностный контакт.
При соприкосновении гидрометрического груза 1 с дном водоема натяжение троса
13 ослабевает, и под действием пружины
11 гребенка 4 сообщает поступательное б движение штоку 8. Шток 8 входит в камеру металлического корпуса 5, и установленный на штоке постоянный магнит 9 доходит до магнитоуправляемого контакта 10, который срабатывает.
При подъеме гидрометрического груза 1 трос 13 натягивается, шток 8 с постоянным магнитом 9 отходит от магнитоуправляемого контакта, гребенка 4 перемещается вверх до упора с ограничителем15, и цепь донного контакта размыкается.
При выходе груза 1 из воды, он занимает наклонное положение, ртуть в ампуле перемешается и размыкает поверхностный
20 контакт 7.
Ф ормула изобретения
Гидрометрический груз, выполненный в
25 виде тела с закрепленной на нем гребенкой, внутри которого в камере размещены поверхностный контакт и донный контакт в виде вертикального штока с постоянным магнитом и магнитоуправляемым контактом, а также делитель тока, о т л ичающийс я тем, что, с целью повышения надежности и улучшения гидродин мических характеристик груза, в нем один конец гребенки шарнирно укреплен на теле груза, а другой снабжен ограничителем хода, причем шток донного контакта подпружинен и верхним концом шарнирно скреплен с гребенкой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Установка гидрометрическая дистаь . ционная ГР-70", Гидрометеоиздат, Л -д, 1967 г.
4 2. Авт.свид. № 456979 кл.G01C 13/00 от 1972 г.
538226
Фиг. 2
Составитель С. Непомняшая
Редактор В. Трофимов Техред О. Луговая Корректор В. Куприянов
Заказ 5708/23 Тираж 844 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4


