Измеритель гидрометрических координат потока
О П
ИЗОБРЕТЕНИЯ (i i) 537240
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.02.73 (21) 1883831/10 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.11.76. Бюллетень № 44
Дата опубликования описания 12.12.76 (51) M. Кл. б 01С 13/00
Государственный комитет
Совета Миннстров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 532 574 5 (088.8) (72) Автор изобретения
И. Л. Ларионов (71) Заявитель (54) ИЗМЕРИТЕЛЬ ГИДРОМЕТРИЧЕСКИХ
КООРДИНАТ ПОТОКА
Изобретение относится к области гидрометрии и предназначена для измерения скорости и глубины потока.
Известны устройства, содержащее лопастный винт, корпус, горизонтальную ось с втулкой, контактный механизм и два шарикоподшипника вращения (1).
Такие устройства имеют ограниченный предел измерения и дают неточные результаты измерения.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство, содержащее скоростемер, выполненный в виде корпуса с турбинкой, фотоэлектрический датчик, состоящий из фотосопротивления и осветителя, и груз (2), Это устройство имеет более высокую точность измерений, но не может одновременно измерять скорость и глубину потока.
Цель изобретения — повышение точности измерения при одновременном измерении скорости и глубины потока.
Это достигается тем, что в предлагаемом измерителе груз выполнен в виде камеры, сообщающейся со средой двумя поплавками и гидравлическим приводом, и соединен со скоростемером трубой, образующей световой канал.
Кроме того, в измерителе фотосопротивление установлено в центре корпуса скоростемера, а осветитель — в корпусе грузовой камеры между калибровочным отверстием и поплавками.
На фиг. 1 показан измеритель, продольный
5 разрез; на фиг, 2 — то же, осевой разрез.
Измеритель гидрометрических координат потока содержит скоростемер 1, глубиномер
2 (он же средний отсек груза), носовой отсек
3 груза, хвостовой отсек 4 груза с стабилиза10 тором 5 (носовой и хвостовой отсеки груза соединены с корпусом глубиномера на винтовой нарезке). Скоростемер и глубиномер связаны между собой трубой 5, имеющей два канала
6 для электрических приводов.
15 Скоростемер 1 имеет трубчатый корпус 7, внутри которого по продольной оси находится полый вал 8, свободно вращающийся в подшипниках малого трения, спереди устройства на валу насажена винтовая турбинка 9, 20 сзади на корпусе закреплен стабилизатор 10.
Вал в средней части имеет две сквозные щелевидные прорези 11, вверху корпуса непосредственно над прорезями вмонтирована коробка 12 с фотосопротивлением.
25 Глубиномер 2 состоит из трубчатого корпуса 13, цилиндрической поплавковой камеры 14, двух примыкающих к камере гильз
15 с подпружиненными прошнями 16, соединенными глубоким гофром с фланцем 17, корЗО ректировочными винтами 18 для начальной
537240 установки поршней. Пространство гильз через отверстия в нижней части торца сообщаются с поплавковой камерой, нижний торец которой наглухо закрыт винтовой шайбой 19.
В поплавковой камере помещены два поплавка — кольцевой 20, в верхней плоскости которого по окружности смонтированы фотосопротивления, герметично закрытые светопрозрачной пластинкой, и внутренний поплавок 21, несущий микропровод.
Движение поплавков ограничено одной степенью свободы благодаря наличию двух направляющих реек 22 (фиг. 2) для кольцевого поплавка и осевой квадратной трубки
23 — для внутреннего поплавка; осевая трубка служит также для прохода микропровода.
Вверху осевая трубка 23 приварена к глухому фланцу 24, а нижний ее конец свободен.
Глухой фланец 24 имеет кольцевую калиброванную прорезь 25, закрытую светопрозрачной пластинкой и свободно опирается по внутреннему контуру поплавковой камеры на кольцевой выступ.
Непосредственно под фланцем 24 в стенках поплавковой камеры просверлено несколько отверстий 26 для выхода воздуха в верхнюю часть корпуса глубиномера, которая имеет воздушный винт 27 (фиг. 1) и отгорожена от остального объема корпуса диафрагмой 28.
Над фланцем 24 (см. фиг. 2) в корпус поплавковой камеры вставлена кольцевая коробка 29 осветительного устройства, открытая снизу и прижатая своими нижними кромками через прокладку к фланцу винтовой гайкой 30. Осветительная коробка вверху сообщается тремя отверстиями с полостями трубки 5 (два боковых отверстия — для прохода микропроводом, среднее отверстие — световое) .
В коробке 29 устанавливается осветительное устройство в виде пластинчатой спирали с нанесенным на ее обе стороны светящимся составом постоянного действия или в виде питаемого электрическим током нихромового элемента.
Поплавковую камеру заливают до определенного уровня прозрачной жидкостью, например водным глицерином или водным спиртом.
В стенки гильз 15 вваривают заливочную и контрольные трубки 31, закрытые снизу проб10 ками, служащие для заполнения поплавковой камеры жидкостью. Выходы трубок 31 и шайба 19 отгорожены от остального объема измерителя, доступ к ним сделан через смотровой люк 32.
13 Измеритель выполнен разъемным с обеспечением доступа к каждой детали.
Формула изобретения
1. Измеритель гидрометрических координаг потока, содержащий скоростемер, выполненный в виде корпуса с турбинкой, фотоэлектрический датчик, состоящий из фотосопро25 тивления и осветителя, и груз, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения точности измерения скорости потока при одновременном измерении скорости и глубины, а нем груз выполнен в виде камеры, сообща30 ющейся со средой, с двумя поплавками и гидравлическим приводом, и соединен со скоростемером трубой, образующей световой каналл.
2. Устройство по п. 1, отличающееся
35 тем, что фотосопротивление установлено в центре корпуса скоростемера, а осветитель— в корпусе грузовой камеры между калибровочным отверстием и поплавками.
Источники информации, принятые во вни40 мание при экспертизе:
1. Авт. св. № 263912, кл. G 01С 13/00, 1967.
2. Авт. св, № 125082, G 01Р 5/06, 1959.


