Вентиляционное устройство для салона транспортного средства

 

<»1 526533

Союз Соеетскнк

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.03.73 (21) 1889359/11 (51) М. Кл."- В 60Н 1/24 с присоединением заявки №

Государственна,и ко.иитот (23) Приоритет

Опубликовано 30.08.76. Бюллетень ¹ 32

Дата опубликования опп аигя 03.11.76

Совета 44ннистров СССР по делам изоupereиий н открыл (53) УДК 629.113.06:

: 628.83 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н. В. Шипош, Т. М. Максимович, В. И. Гнипович и В. М. Томашевский (71) Заявитель

Головное союзное конструкторское бюро по автобусам (54) ВЕНТИЛЯЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО

ДЛЯ САЛОНА ТРАНСПОР х НОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам для вентиляции транспортных средств.

Извество вентиляьионное устройство для салона транспортного средства, например автобуса, содержащее воздухозаборник с отверстием, перекрытым неподвижной панелью с прорезями для прохода воздуха, и снабженное подвижной посредством зубчатого механизма заслонкой с прорезями, установленной над панелью.

Недостатком известного вентиляционного устройства является зависимость количества поступающего в. салон воздуха от скорости движения транспортного средства, что приводит либо к недостаточному, либо к избыточному его поступлению.

Цель изобретения — обеспечение автоматического регулирования количества воздуха, поступающего внутрь салона транспортного средства.

Для этого устройство снабжено поворотной силовой панелью, поворачиваемой потоком поступающего воздуха и шарнирно связанной с упомянутым зубчатым механизмом, а подвижная заслонка присоединена посредством стяжной пружины к неподвижной панели, так что прорези этой панели совпадают с прорезями подвижной заслонки в исходном положении.

Кроме того, зубчатый механизм состоит из зубчатых секторов, взаимодействующих с зубчатыми рейками, выполненными на подвижной ".àñëîíêå, причем зубчатые сектора имеют выступы и прорези, к которым шарнирно

5 присоединена говоротная силовая панель.

Для обеспечения возможности установки ген тиляцион ного устройства в вентиляционномм отверстии с крышкой поворотная силовая панель шарнирно присоединена к крыш10 ке, а его шарнирная связь с зубчатым механизмом осущестьлена посредством роликов, шарнирно закрепленных на поворотной панели и расположенных в продольных прорезях, выполненных на выступах зубчатых секторов.

15 На фиг. 1 изображено вентиляционное устройство в закрытом положении; на фиг. 2— прп движении транспортного средства с малой скоростью; на фнг. 3 — то же, в открытом

20 рабочем положении при движении транспортного средства с максимальной скоростью; на фиг. 4 — сечение по А-А на фиг. 1; на фиг.

5 — сечение по Б-Б на фиг. 2.

Вентиляционное устройство салона устаg5 навливается в крыше транспортного средства и содержит термоизолированную крышку 1 с уплотнителем 2 и навеской 3, механизм 4 фиксации крышки, рукоятку 5 управления и корпус 6. К корпусу 6 крепятся неподвижная

30 панель 7, упоры 8, зубчатые механизмы 9 и

526533

20 кронштейны 10 крепления стяжных пружин

11. Неподвижная панель 7 выполнена с поперечными отверстиями 12 для прохода воздуха в салоп. Механизмы 9 выполнены в виде зубчатых секторов 13 с рычагами 14, в которых выполнены продольные пазы 15. Механизмы 9 устанавливаются на осях 16, расположенных с обеих сторон корпуса.. В корпусе

6 на опорных шариках 17 установлена подвижная панель 18, в которой выполнены поперечные отверстия 19, выштамповки 20 в виде зубчатой рейки, направляющие 21 в виде полуцилиндрических отбортовок и кронштейны 22. Установка панели 18 на шариках 17 позволяст получить минимальное сопротивление при ее перемещении.

Между корпусом 6 и крышкой 1 установлена поворотная силовая панель 23, которая верхней частью шарнирно крепится к крышке

1 навеской 24, а наконечниками 25 входит в пазы 15 секторов 13. Для уменьшения трения на наконечники установлены втулки 26 из антифрикционного материала. Панель 23 воспринимает силу скоростного напора воздуха, а своим перемещением вокруг навески 24 и в пазах 15 передает движение на панель 18.

Панель 18 соединяется с корпусом 6 пружинами 11 с устройством 27 для изменения усилия пружин. Изменением усилия предварительного растяжения пружин производится настройка на определенную производительность устройства, соответствующую определенной скорости движения транспортного средства.

Так в весенне-осенний период эксплуатации устройство устанавливается на скорость дви>кения 25 — 30 км/час, в летний период эксплуатации — на скорость 50 — 55 км/ час.

Для осуществления вентиляции салона необходимо поворотом рукоятки 5 открыть крышку 1 вентиляционного устройства, при этом механизмы 4 фиксируют крышку 1 в открытом положении. Панель 23 при открывании крышки 1 поворачивается вокруг оси навески 24 и перемещастся в пазах 15 секторов 13, занимая рабочее поло>кение.

Усилием пружин 11 панель 18 и сектора 13 удерживаются в крайнем положении, а рычаги 14 секторов 13 упираются в упоры 8.

Отверстия 19 панели 18 совпадают с отверстиями 12 панели 7.

При движении автобуса наружный воздух поступает в полость между крышей автобуса и крышкой 1 вентиляционного устройства, панелью 23 направляются в салон автобуса через совмещенные отверстия 19 панели 18 с отверстиями 12 панели 7. Так воздух поступает в салон до определенной скорости движения автобуса, на которую установлено предварительное растяжение пружин 11. В начале движения и при движении автобуса с маЗо

60 лой скоростью сила ветра, действующая на панель 23, незначительная, поэтому отверстия перекрывающей панели il поддона остаются совмещенными.

С увеличением скорости автобуса сила скоростного напора воздуха, действующая на силовую панель возрастает, она преодолевает силу растяжения пружин 11 и силу трения между сопрягаемыми деталями и поворачивает панель 23 вокруг оси навески 24.

Поворотом панели 23 осуществляется поворот секторов 13 и перемещение панели 18 по шарикам 17. Сечение отверстий в поддоне уменьшается, а количество воздуха, поступающее в салон, остается приблизительно постоянным.

С уменьшением скорости движения автобуса сила скоростного напора, действующая на силовую панель, уменьшается. Усилием пружин 11 перекрывающая панель 18 оттягивается назад, увеличивая сечение отверстий для прохода воздуха.

Формула изобретения

1. Вентиляционное устройство для салона транспортного средства, например автобуса, содержащее воздухозаборник с отверстием, перекрытым неподвижной панелью с прорезями для прохода воздуха, и снабженное подвижной посредством зубчатого механизма заслонкой с прорезями, установленной над панелью, отличающееся тем, что, с целью обеспечения автоматической регулировки количества воздуха, поступающего внутрь салона транспортного средства, оно снабжено поворотной силовой панелью, поворачиваемой потоком поступающего воздуха и шарнирно связанной с упомянутым зубчатым механизмом, а подвижная заслонка присоединена посредством стяжной пружины к неподвижной панели, так что прорези этой панели совпадают с прорезями подвижной заслонки в исходном поло>кении.

2. Устройство по п. 1, отл и ч а ю щееся тем, что зубчатый механизм состоит из зубчатых секторов, взаимодействующих с зубчатыми рейками, выполненными на подвижной заслонке, причем зубчатые сектора имеют выступы и прорези, к которым шарнирно присоединена поворотная силовая панель.

3. Устройство по п. 1, отличаю шее ся тем, что, с целью обеспечения возможности установки его в вентиляционном отверстии с крышкой, поворотная силовая панель шарнирно присоединена к крышке, а его шарнирная связь с зубчатым механизмом осуществлена посредством роликов, шарнирно закрепленных на поворотной панели и расположенных в продольных прорезях, выполненных на выступах зубчатых секторов.

526533

Составитель И. Кузнецова

Техред E Подурушина

Корректор Н. Аук

Редактор Т. Горячева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3098/14 Изд." № 1621 Тираж 901 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Вентиляционное устройство для салона транспортного средства Вентиляционное устройство для салона транспортного средства Вентиляционное устройство для салона транспортного средства Вентиляционное устройство для салона транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к вентиляции и отоплению салонов кузовов автомобилей

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств

Изобретение относится к системам вентиляции кабин и может быть использовано на сельскохозяйственной и строительной технике

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам регулирования микроклимата в салонах транспортных средств, а также в кузовах-фургонах, оснащенных вычислительной, медицинской, измерительной, геологической и другой аналогичной аппаратурой, обслуживаемой операторами

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к системам вентиляции салонов транспортных средств

Изобретение относится к отоплению и вентиляции промышленных зданий и предназначено для подачи приточного (наружного) воздуха в кабины кранов для создания в кабинах крановщиков требуемых (по санитарно-гигиеническим нормам) условий труда [1]
Наверх