Механизм переменной передачи
СССР
Класс 47 h, 25
ОПИСЛНИК ИЗОЬРКТКНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, ВЫДАННОМУ НАРО11НЫМ КОМИССАРИАТОМ ТЯЖЕЧОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Зарегистрировано в Государствгннолл бюро послгд»юцвй регистпачпи изобрвпинай урн Госплане СССР
Л. P. Герлях.
Механизм переменной передачи.
Заявлено 3 ноября 1935 года за М 179524.
Онублнковано 31 мая 1937 года.
Изобретение относится к тому типу переменных передач, в которых в качестве промежуточного элемента применен стержень, средняя часть кототорого связана с некоторой инерционной массой, а концы шарнирно сочленены с дисками на некотором расстоянии от их центров, причем диски посажены на ведущий и ведомый валы, расположенные по одной геомет рической оси. При вращении стержня инерционная масса движется по некоторой траектории и одновременно является для стержня как бы упругой опорой.
При отсутствии нагрузки на еедомом валу инерционная масса олагодаря центробежной силе, возникающей при ее движении по траектории, стремится уравнять численно обороты ведущего и ведомого валов. При появлении на ведомом валу нагрузки инерционная масса благодаря той же центробежной силе преодолевает эту нагрузку и поддерживает обороты ведомого вала в соответствии с величиной приданной ему нагрузки.
На чертеже фиг. 1 изображает схематично механизм переменной передачи; фиг. 2, 3 и 4 — схемы, поясняющие работу механизма; фиг, 5 и 6— варианты выполнения механизма переменной передачи.
Механизм переменной передачи состоит из двух дисков 1 и 2 (фиг. 1), посаженных на ведущий и ведомый валы, расположенные по одной прямой. Диски 1 и 2 сочленены между собой стержнем 8, имеющим на некотором расстоянии от центров их шарниры — шаровой на диске 2 н скользящий, допускающий возвратно-поступательное движение стержня вдоль своей оси,— на дис.:е 1. Стержень 3 в своей средней части несет укрепленную на нем инерционную массу 4.
Принцип работы механизма состоит в том, что если концу А стержня 8 (фиг. 2) придать вращательное движение, то масса 4, б.:агодаря и ерции будет стремиться сохранить состояние покоя, создавая этим как бы упругую опору для стержня. Д ижение будет передаваться концу В стержня, который начнет вращаться в ту же сторону. Если сочленить теперь конец А стержня с диском 1, а конец 8 с диском 2, как указано было выше, то будем иметь схему механизма, представленную на фиг.1.
При нагрузке на ведомом валу, равной нулю, диск 2 станет вращаться, увеличивая число оборотов до тех пор, пока оно не сравняется с числом оборотов ведущего диска l. Тогда движение будет установившимся, и кинематическая схема примет вид, показанный на фиг. 3. Под влиянием центробежных сил траектория, описываемая инерционной массой, превратится в окружность максимально возможного радиуса, лежащую в плоскости, перпендикулярной к оси валов. Если теперь на ведомый вал дать нагрузку, по величине бесконечно большую, то диск 2 остановится.
Движение будет происходить по схеме, показанной на фиг. 4. B этом случае траекторией движения инерционной массы будет являться эллипс,лежащий в плоскости, наклоненной к геометрической оси валов. Благодаря этому возникают инерционные силы, создающие на ведомом диске 2 крутящий момент максимальной величины. Таким образом, появление на ведомом валу нагрузки вызывает уменьшение числа оборотов этого вала до тех пор, пока нагрузка не уменьшится.
Переход из одного состояния в другое через ряд промежуточных положений происходит плавно и непрерывно, так что ведомый вал может вращаться с любым числом оборотов.
На фиг. 5 представлена схема видоизмененного механизма, в котором применены две инерционных массы 4, качающиеся на плечах около неподвижных опор. Втулка 5, свободно насаженная на среднюю часть стержня 3, сочленена с массами 4 помощью серег б, шарнирно соединенных с одной стороны с втулкой о, а с другой— с качающимися плечами, на которых подвешены массы 4.
При этом шаровой шарнир в диске 2 заменен скол ьзя щим шарниром.
Другая схема видоизмененного механизма, представленная на фиг. б, исключает для уменьшения трения применение скользящих шарниров, В этом случае сочленение стержня 3 с дисками 1 и 2 осуществлено при помощи шаровых шарниров, помещенных на кривошипах 7, поворачивающихся на дисках 1 и 2.
Предмет изобретения.
1. Механизм переменной передачи, отличающийся тем, что сопряжение коаксиально расположенных ведущего и ведомого алов осуществлено при помощи стержня с инерционной массой, шарнирно сочлененного своими концами с обоими валами на некотором расстоянии от их общей геометрической оси и могущего совершать вдоль своей оси возвратнопосупательное движение в шарнире по крайней мере одного из своих концов.
2. Форма выполнения механизма по п. 1, отличающаяся тем, что инерционная масса 4 расположена непосредственно на стержне 3.
3. Форма выполнения механизма по п. 1, отличающаяся тем, что инерционные массы 4 расположены на плечах, качающихся около неподвижных опор и шарнирно сочлененных при помощи серег б со втулкой 5, по воротно насаженной на среднюю часть стержня 3.
К авторекому свидетельству А. Р. Герлях,idio 51052 вериг. I
-- - --- -в
Гии. !1ромп аниграф". Тамбовская. 12 Зак, 3445 — 500


