Автоматическая система управления буровым агрегатом
О П И С А Н И Е (ii) 488l9 6
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Со оз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 09.02.72 (21) 1744804/29-33 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.10.75. Бюллетень № 38
Дата опубликования описания 02.02.76 (51) Ч. Кл. G 05d 29 00
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 622.233:62.55 (088.8) (72) Авторы изобретения
1О. Н. Казак, В. С. Косырихин, А. М. Мартынов, С. А. Попов, Ф. А. Авдеев и И. Л. Блейман
Тульский политехнический институт и трест «Союзвзрывпцом» г
1-, 1 (71) Заявители
l C! . ю\ . t$ 1
" Ф ю u з ) 1 (54) АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ.
БУРОВЫМ АГРЕГАТОМ
Изобретение относится к области промышленности строительных материалов.
Известна автоматическая система управления буровым агрегатом, содержащая пневмоподатчик, два воздухораспределителя, пневмоаккумулятор с обратным клапаном и три электрически связанных между собой пороговых элемента устройства для автоматической защиты от за клинивания бурового органа, соединенного силовой цепью электродвигателя вращателя бурового станка с устройством для автоматического регулирования усилия подачи с датчиком нагрузки и задатчиком оптимального усилия с двумя логическими блокинг-генераторами и двумя фильтрами с усилителями и тиристорами, и электромагнитный привод механизма прекращения .подачи топлива, связанный с топливным насосом с одной стороны и воздушным коллектором с заслон кой с другой стороны, электронным блоком, соединенным с электромагнитами и пультом управления и сигнализации.
Цель изобретения — обеспечение надежности срока службы бурового агрегата, своевременное отключение бурового станка во время аварийной остановки компрессорной станции и прекращение подачи сжатого воздуха в пневмосистему станка, снижение потребления электроэнергии и износа оборудования.
Достигается это TpN, что система выполнена с введенным B воздухопровод компрессорной станции между цилиндрами первой и ВТорой ступеней сжатия бесконтактным датчико;I давления, электрически связанным через электронный блок с цепью управления электродвигателем вращателя бурового станка и акустическими датчиками контроля меха изма компрессорной станции, электрически свя1р занными с электромагнитным приводом механизма прекращения подачи топлива с одной стороны и с электромагнитным приводом заслонки с другой стороны.
На фиг. 1 показана функционалы.ая схема
15 автоматической системы управления; на фиг. 2 — принципиальная схема электрической части.
Пневмоподатчик, два воздухораспределителя и пневмоаккумулятор с обратным клапаном установлены на буровом станке 1 агрегата и на чертеже нс показаны.
Три электрически связанные между собой пороговых элемента устройства для автоматической защиты от заклинивания бурового органа, соединенного силовой цепью электродвигателя вращатсля бурового станка с устройством для автоматического регулирования усилия подачи с датчиком нагрузки и задатчиком оптимального усилия с двумя логическими блокинг-генераторами и двумя фпльт488!96
10 рами с усилителями и тиристорами, объединены в электронном блоке 2.
Автоматическая система представляет собой комплекс узлов, где в воздухопровод между цилиндрами первой и второй ступеней сжатия компрессорной станции 3 введен бесконтактный датчик давления 4, электрически связанный через электронный блок 2 с цепью управления электродвигателем вращателя бурового станка 1, причем в цилиндры, катеры и подшипниковые щиты дизеля и компрессора введены акустические датчики 5 — 9, электрически связанные с электромагнитным .приводом 10 механизма 11 прекращения подачи топлива с одной стороны и с электромагнитным приводом 12 заслонки с другой стороны.
Электромагнитный привод 10 посредством рычага связан с механизмом 11. Электромагнитный привод 12 механически связан с заслонкой 13, введенной в воздушный коллектор дизеля.
Система работает следующим образом.
Акустические сигналы датчиками 5 — 9 преобразуются в электрические, которые поступают в усилители 14 и 15 электронного блока 2; тиратроны 16 — 20 загораются и вызывают действие аварийной защиты и сигнализации.
При нормальном режиме па выходе датчиков 5 — 9 присутствует нулевой потенциал, тиратроны 16 — 20 пе горят. На выходе усилптелей 14, 15 появляется сигнал «О».
При появлении механических неисправностей на выходе датчиков 5 — 9 появляется сигнал «1». Сигнал с датчиков поступает на вход усилителя 14. Тиристор 21 открывается, получает питание электромагнитный привод 10, и компрессорная станция останавливается.
Если станция не остановилась, то через выдержку времени элемента 22 усилителем 15 открывается тиристор 23 и включается электромагнитный привод 12 воздушной заслонки.
Прекращается подача топлива в дизель, и компрессорная станция останавливается.
Сигнал с датчиков 5 — 9 поступает одновременно на входы цепей электромагнитных приводов 10, 12. При поступлении с датчиков 5—
9 сигнала «1» контуры зажигания формируют положительные импульсы и вызывают зажигание тиратронов.
Снятие с .памяти аварии после устранения причин осуществляется кнопкой 24, а тиратроны 16 — 20 гаснут.!
Отключение станка во время аварии осущссгвляет сигнал с датчика 25 давления воздуха, который поступает через усилители 26, 27, 28 в реле 29. Последнее воздействует на цепь блока защиты и регулирования станка, который отключается от сети, Проверка аварийной защиты осуществляется кнопкой 30 при остановленной станции.
Для избирательного включения тиратронов
16 — 20 и разделения каналов сигнализации в схему введены диоды 31 — 36.
Предмет изобретения
Автоматическая система управления буровым агрегатом, содержащая пневмоподатчик, два воздухораспределителя, пневмоаккумулятор с обратным клапаном и три электрически связанных между собой пороговых элемента устройства для автоматической защиты от заклинивания бурового органа, соединенного силовой цепью электродвигателя вращателя бурового станка с устройством для автоматического регулирования усилия подачи с датчиком нагрузки и задатчиком оптимального усилия с двумя логическими блокипггенераторами и двумя фильтрами с усилителями и тиристорамн, и электромагнитный привод механизма прекращения подачи топлива, связанпь|й с топливным насосом с одной стороны и воздушным коллектором с заслонкой с другой стороны, электронным блоком, соединенным с электромагнитами и пультом управления и сигнализации, о т л и ч а ю щ а яся тем, что, с целью обеспечения надежности и срока службы бурового агрсгата, свое временного отключения бурового станка вг время аварийной остановки компресорной станции и прекращения годачи сжатого воздуха в ппевмосистему станка, снижения потребления электроэнергии и износа оборудования, система выполнена с введен ы в воздухопровод компрессорной станции между цилиндрами первой и второй ступеней сжатия бесконтактпым датчиком давления, электрически связанным через электронный блок с цепью управг:ения электродвигателем вращателя бурового станка и акустическими датчиками контроля механизма компрессорной станции, электрически связанными с электромагнитным приводом механизма прекращения подачи топлива с одной стороны и с электромагнитным приводом заслонки с другой стороны.
Составитель Г. Кузьминова
Редактор Э. Шибаева Техред Н. Ханеева Корректор О. Тюрина
Заказ 3271/12 Изд. М 18ОО Тираж 869 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4,:5
Типография, пр. Сапунова, 2


