Двигатель-генератор установки для электроснабжения пассажирских вагонов
° ° °
О П Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ (ii) 469I96
Сава Советских
Социалистических республик
К АВТОРСКОМУ СВт4ДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт, свидетельства (22) Заявлено 30.10.67 (21) 1193648/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.04.75. Бюллетень № 16
Дата опубликования описания 22.07.75 (5!) М, 1;л. Н 02m 7j02
Государственный комитет
Совета министров CCP (53) УДК 621.314.521 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Автор изобретения
В. В. Апсит (71) Заявитель (54) ДВИГАТЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР УСТАНОВКИ ДЛЯ
ЭЛЕКТРОСНАБ)КЕНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
Изобретение относится к электромашинным генерирующим установкам с резервным питанием от сети переменного тока.
Известные двигатели-генераторы установок для электроснабжения пассажирских железнодорожных вагонов представляют собой конструктивное объединение на одном валу и в одном корпусе генератора постоянного тока с асинхронным электродвигателем. Однако такие двигатели-генераторы велики по габариту и весу, а наличие коллектора требует квалифицированного обслуживания.
Целью предлагаемого изобретения является уменьшение габаритов и веса двигателягенератора при одновременном повышении к.п.д. и эксплуатационной надежности.
Для этого генератор постоянного тока заменяется синхронным генератором с выпрямителем, асинхронный двигатель — синхронным двигателем, объединением синхронных генератора и двигателя в одной магнитной системе с общим магнитным потоком и общей обмоткой возбуждения, установ«ой ссриесного дросселя между двигательной обмоткой и питающей сетью. При этом генерирующая установка становится одномашинной и бесколлекторной.
На чертеже представлена схема включения предлагаемого двигателя-генератора.
Концы геиераторной обмотки 1, 2, 3 включены на выпрямительное устройство 4, с выхода которого снимается постоянный ток, необходимый для питания вагона и зарядки аккумуляторной батареи 5. Двигательная обмотка располагается в тех же пазах, что и генераторная, но рассчитана на напряжение питающей сети переменного тока (обычно
380 в) . Для возможности стабилизации на10 пряжсния на выпрямителе при колебаниях напряжения сети двигателя обмотка подключается своими концами 6, 7, 8 к сети через трехфазный дроссель 9. Обмотка возбуждения 10 является общей для генератора и дви15 гателя и питается от регулятора возбуждения. Для обеспечения возможности запуска синхронного двигателя ротор машины выполняется с массивными полюсами или с пусковой клеткой.
20 При движении вагона с большой скоростью синхронная машина работает как обычный генератор переменного тока с выпрямителем.
При малых скоростях движения поезда или сгo:к:.ратковременных стоянках генератор не
25 р léîтает, и питание вагонной сети осуществляется от аккумуляторной батареи. При длитсльных стоянках вагона (на крупных стан; иях пли в депо) двигательная обмотка подключается к стационарной трехфа зной
30 сети переменно" î тока. Под действием возни»«««,«, „... „,М« .«И» уЬ :4®-, ф Э ° »«а"
;,л 4 «498Ю6 «Ф»
3 ф не «» ф :ю - ф Я
4 кающего при этом пускового момента двига- таясь пз напряжения сети, компенсировало теля расцепляется муфта между валом ма- бы колебания ее напряжения и тем самым шины и осевым карданным приводом, и ро- обеспечивало постоянство напряжения на тор машины приводится во вращение. При двигательной обмотке, а следовательно, и на достижении скорости, близкой к синхронной, 5 генераторной обмотке. автоматически включается возбуждение маПпедмет изобретения шины и ротор втягивается в синхронизм. Одновременно с этим возрастает напряжение Применение синхронной машины с общим на генераторной обмотке, и в дальнейшем ротором и двумя якорными обмотками на оно поддерживается на необходимом уровне 10 статоре: генераторной, соединенной с нагрузрегулятором напряжения, который, воздей- кой через выпрямитель, и двигательной, пиствуя на ток возбуждения машины, изменяет таемой от сети переменного тока через серифазу и величину тока, потребляемого из сети есный дроссель, в качестве двигателя-генерадвигательной обмоткой, таким образом, что- тора в установке для электроснабжения пасбы падение напряжения на дросселе, выпи- 15 сажирских вагонов.
Г
I
10 МР4 л Pe:öËËò ó
& 7З Ут2®Чая
Составитель Б. Делекторский
Редактор В. Фельдман Техред T. Миронова Корректор Л. Котова
Заказ 1674/13 Изд. Ко 1391 Тираж 782 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобрстепий и открытий
Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, ир. Сапунова, 2

