Аэросъемочный визир

 

тп> 462 076

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 14.05.73 (21) 1918986/18-10 с присоединением заявки № (32) Приоритет (51) М. Кл. G 01с 11/00

G 02b 23/04 государственный комитет

Совета Министров СССР

00 делам иэаоретений и откоытий

Опубликовано 28.02.75. Бюллетень № 8 (53) УДК 528.711.112 (088.8) Дата опубликования описания 18.04.75 (72) Автор изобретения

И. С. Стародубцев (71) Заявитель (54) АЭРОСЪЕМОЧНЫИ ВИЗИР

Изобретение относится к области топографической аэросъемки, в частности к устройствам для прокладки аэросъемочных маршрутов.

Известны аэросъемочные визиры, содержащие сельсин-приемник и фрикцион для установки визирной оси в заданном азимуте. Однако эти устройства характеризуются низкой точностью установки и отсчета параметров аэросъемки, недостаточной надежностью в эксплуатации, громоздкостью конструкции.

В предложенном аэросъемочном визире оптическая головка кинематически соединена с двумя сельсин-приемниками, один из которых связан с датчиком углов сноса, а второй— с датчиком курса и автопилотом, а его статор выполнен подвижным по курсу.

Благодаря этому обеспечивается автоматизация совмещения вектора заданного путевого угла с вектором фактического путевого угла.

На фиг. 1 показана кинематическая схема аэросъемочного визира; на фиг. 2 — блок-схема связи его с курсовой системой и автопилотом.

Оптическая головка 1 через механизм 2 вертикальных углов жестко соединена с главной осью визира 3, на которой жестко закреплены ротор сельсина 4 и комбинированная шестерня 5, связанная с рукояткой 6 управления и с силовым мотором 7 через шестерню 8 и периодически сцепляемую шестерню 9. Кроме того, на главной оси визира свободно насажены шкала 10 углов сноса и корпус статора сель5 ссиинна а 1111, соединенного со статором сельсина 12 шкалой 13 путевых углов, с одной стороны, и рукояткой 14 управления через редуктор 15— с другой. На корпусе визира установлены выключатель 16, соединяющий электрическую

I0 цепь визир 17 в автопилот 18 и визир 17— усилитель 19 и выключатель 20, соединяющий электрическую цепь визир 17 — автопилот 18.

Сельсин аэросъемочного визира электрически связан с сельсином курсовой системы 21

15 и автопилотом 18 через усилители 19 и 22.

Для установки визирной оси оптической головки 1 на заданный азимут поворачивают статор сельсина 12 рукояткой 14 через редуктор 15 до соответствующего деления на шкале

20 13 (грубая установка), включают визир 17 и после отработки мотора 7 визирная ось оптической головки устанавливается на азимут, соответствующий делению на шкале 13.

Так как точность шкалы 13 мала, для точ26 .ной установки визирной оси на заданный азимут поворачивают статор сельсина с помощью рукоятки 14, при этом сигнал рассогласования поступает в усилитель 19. Усиленный сигнал подается на мотор 7, который через шестерни 9 и 5 устанавливает визирную ось

462076 оптической головки 1 на точное значение азимута, отсчитываемого по шкале 10 углов сноса.

Для управления разворотом самолета на новый курс при изменении угла сноса сцепляют шестерни 8 и 5 рукояткой 6, при этом с помощью выключателя 16 соединяется электрическая цепь между визиром 17 и автопилотом 18 и выключается усилитель 19. Во время поворота рукоятки поворачивается через шестерни 8 и 5 главная ось 3, а вместе с ней оптическая головка 1 и ротор сельсина 4. Сигнал рассогласования с сельсина передается в автопилот 18, затем усиливается усилителем

22 и подается в канал координированного разворота автопилота, благодаря чему самолет устанавливается на новый курс.

После прекращения поворота рукоятка 6 под действием пружины расцепляет шестерни

5 и 8, выключатель 16 разрывает цепь визир

17 — автопилот 18 и включает усилитель 19.

Сигнал рассогласования между курсовой системой и визиром подается на усилитель 19, усиливается и поступает на мотор 7, который устанавливает визирную ось оптической головки на новый угол сноса, соответствующий курсу самолета.

В случае, когда необходимо развернуть самолет на новый курс без изменения угла сноса (выход на новый заданный путевой угол), поворачивают статор сельсина 12 через редук4 тор 15 рукояткой 14, нажав ее. Выключатель

20 соединяет электрическую цепь визир 17— автопилот 18, сигнал рассогласования через усилитель 22 подается в канал координирован5 ного разворота автопилота, и самолет устанавливается на новый курс. Поскольку электрический нуль сельсина визира 17 разворачивается в ту же сторону и на ту же величину, что и самолет, а усилитель 19 визира разво1р рачивает визирную ось оптической головки через мотор 7 в обратную сторону на тот же угол, то угол сноса остается неизменным. При опускании рукоятки 14 электрическая цепь визир 17 — автопилот 18 разрывается выклю15 чателем 20, и визир работает в режиме слежения от курсовой системы 21.

Предмет изобретения

Аэросъемочный визир, содержащий оптиче2р скую головку, механизм вертикальных углов визирования, механизм углов сноса и устройство стабилизации визирной оси в заданном азимуте, отличающийся тем, что, с целью автоматизации совмещения вектора за25 данного путевого угла с вектором фактического путевого угла, оптическая головка кинематически соединена с двумя сельсин-приемниками, один из которых связан с датчиком углов сноса, а второй — с датчиком курса и авар топилотом, а статор его выполнен подвижным по курсу.

Аэросъемочный визир Аэросъемочный визир 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано для юстировки фотоприемников стереотелевизионных систем

Изобретение относится к области фотограмметрии и может быть использовано при обновлении топографических карт

Изобретение относится к способам вычисления и отображения рельефа на топоплане с помощью графопостроителя

Изобретение относится к преобразованию и расшифровке картографических изображений и может быть использовано для прогнозирования месторождений нефти и газа до начала геологоразведочных работ
Наверх