Металлический выплавляемый стержень
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Слез Советских
Социалистииеских
Республик (11) 450637 (61) Зависимое от авт. свидетельства— (22) Заявлено ЗХ.07. 73 (21)В И2 842-2 (б1) М. Кл
В 22 о/ Хв/00 с присоединением заявки
Гасударственный квинтет
Co8sT& Мнннстрпв СССР пп делам нзобретеннй н еткрытнй (32) Приоритет
Опубликовано25Ж.74 Бюллетень № 43
Дата опубликования описания К5.Х2 ° 74 (53) дк 621- 746.043 (088.8> (72) Автор изобретения
Ю.А. Караник (54> МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ВНПЛАЕИИИЫИ СТЕРЖЕНЬ
Изобретение оинооиеон н низинному производству и может быть использовано при изготовлении полых отливок с применением металлических выплавляемых стержнеИ.
Известные металлические выплавляемые стержни, выполненные пустотелыми, не обеспечивают таких параметров, как газопроницаемость, податливость и своевременное удаление иЪ зоны контакта отливки и стержня жидкой его фазы, образуюейся при затвердевании отливки. роме того, расплавление стержня начинается с поверхности и из-аа резкого увеличения объема металла при переходе из твердого состояния в жидкое сопровождается повышением давления в жидкой фазе.
Если своевременно не снизить давление в расплаве на границе раздела отливка-стержень то произойдет разрыв образующейся при кристаллизации твердой корочки отливки и материал стержня проник2 нет в тело отливки. Чем больше азница в температурах плавления материала стержня и отливки, ем больше вероятность получейия этого дефекта из-за резкого повышения температуры в контактном слое стержня сразу после заливки и в процессе выделения тепла кристаллизации твердой фазы отливки.
10 Для предотвращенйя образования трещин в отливке стержень должен быть достаточно податливым в период усадочных процессов при ее затвердевании и охлаждении. Это особенно важно для таких вариантов отливки-стержень, как белый чугуналюминий, сталь-алюминиИ, при которых разница температур плавления материалов отливки и стержня сосы тавляет 600-900"С, а усадка материала отливок в твердом состоянии
Х,5 - 2,5$.
Цель йзобретения — повышение газопроницаемости и податливости й5 и своевременное удаление из эоны
450637
K0HTGETB отливки и стержня eI 0 жидкой фазы, образующейся при затвердевании отливки.
Для этого в оформляющей и газовой частях стержня выполнены продольные поверхностные газы, закрытые расплавляемыми вставкамй.
Количество углублений,выполненных в стержне, и их размеры выбирают в зависимости от веса, материала и размеров отливки и стержня. Расплавляемые вставки, закрывающие пазы, собраны со стержнем так, что наружная поверхность стержня связана с пазами щелевидными каналами.
На фиг. 4 изображен стержень из сплава АЛ2 со вставками из этого же сплава, общиИ вид; на фиг.2 — то же, разрез по А-А на фиг.3кокиль и стержень в собранном виде для получения стальной отливки.
Стержень Е, изготовленныИ литьем в кокиль, имеет продольные пази 2, которые закрыты сверху вставками 3 полученными литьем под давлением. Вставки выполнены с выступами 4, образующими зазоры,5 (например Я, =О,Ю мм), соединяющие наружную поверхность стержня с пазами 2. Стержень имеет знак 6..
В качестве вставок может быть использована проволока, например аллюминиевая.
При залйвке металла в кокиль
7 имеющийся в рабочеИ полости коки4 ля воздух выходит через зазоры 5 и пазы 2 в стержне f.. Таким же образом удаляются газы, образующиеся при взаимодействии жидкого металла с огнеупорным покрытием стержня и выделяющиеся из металла при кристаллизации. В процессе кристаллизации металла в первую очередь расплавляются вставки 3 и обра"óþùèéñÿ жид1о киИ металл-вытекает через пазы 2 вниз из полости кокиля. При последующем сплавлении стержня жидкая фаза его удаляется также через зти пазы. Благодаря наличию в стержне
ы 1 вставок и пазов возникает возможность удаления воздуха и газов из рабочей полости кокиля через стержень и строго последовательного расплавления стержня, исключаются ю условия повышения давления в образующейся жидкой фазе материала стержня, создаются условия незатрудненноИ усадки отливки.
25 ПРЕДМЕТ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Металлический выплавляемый стержень для получения отливок с полостями, отличающийся тем, что, с целью повйшения газопроницаемостй и податливости стержня и своевременного удаления из зоны контакта отливки и стержня его жидкоИ фазы, образующеИся при затвердевании и охлаждении отливки, в оформляющей и знаковой частях стержня выполнены продольные поверхностные пазы, закрытые расплавляемыми вставкамй.