Статор электрической машины

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ",оюз Советских

Социалистических

Республик (») 442551 (61) Зависимое от авт, свидетельства(22) Заявлено 23.08.72 (21) 1821956 24 7 с присоединением заявки №вЂ” (32)Приоритет

Государстаениый иомитет

Совета Иииистроа СССР

ll0 делам иэаоретеиий и открытий

Опубликовано 05.09.74.Бюллетень № 33

Дата опубликования описания 05.08.75 (72) . Автор изобретения

Г. И. Шур (71) Заявитель (54) CTATOP ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

По окружности лобовых частей могут чередоваться стяжки, расположенные ближе к сердечнику и дальше от него.

Стяжки могут быть расположены под углом к диаметральной плоскости статора, причем каждая стяжка занимает одинаковое положение по отношению к соединенным колпачкам.

Стяжки могут содержать опорные элементы со сферическими поверхностями.

Шпильки стяжек могут быть выполнены иэ изоляционного материала и иметь ребристую поверхность с целью увеличения расстояния для токов утечки.

На фиг. 1 изображена часть предлагаемого статора, разрез, и лобовая часть обмотки с головкой, изолированной колпачком с выступом для стяжек, расположенным на

его торцовой стороне; на фиг. 2 - то же, с выступами на колпачке со стороны оси машины и с противоположной ей стороны; на фиг. 3 — вид по стрелке А на фиг. 2 (с шахматным расположением стяжек); на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 2 (с наклонным расположением стяжек); нафиг. 5

Изобретение относится к области электромашиностроения.

Известны статоры электрических машин, содержащие сердечник и стержневую обмоч ку, головки лобовых частей которой изолированы колпачками, выполненными из твердого изоляционного материала и заполнен ными компаундом.

Электродинамические усилия, действук щие на такие головки, воспринимаются рас-. 1п порками, установленными между смежными головками.

Однако такое крепление лобовых частей не является достаточно надежным и сложно

1, в изготовлении. 1б

Целью изобретения является повышение надежности и упрощение изготовления крепления, Для этого каждый колпачок имеет, по крайней мере, один выступ, расположенный 20 на его внешней стороне, не обращенной к колпачкам смежных головок, с отверстиями, через которые проходят стяжки, скрепляющие соседние колпачки резьбовым соединением. 2б (51) М, Кл, Н 02k3/50 (53) УДК 621.313.045. .8 (088.8) 442551 узел 1 на фиг. 3, соединение стяжек с выступом колпачка (масштаб увеличен).

Лобовые части 1, 2 стержней 3, 4 обмотки статора 5 в месте взаимного соединения 6 образуют головки 7, на которых укреплены неподвижно посредством отвердевшего изоляционного компаунда 8 колпачки 9, 10, 11, выполненные из твердого изоляционного материала.

Колпачок 9 (фиг. 1) имеет выступ 12, 10 расположенный с торцовой стороны; колпачки 10 (фиг. 2) — по два выступа 13 и14; первый 13 расположен со стороны оси вращения электрической машины, второй 14с противоположной стороны. !Ь

При необходимости усилить крепление выступы на колпачке и стяжки можно разместить так, как на фиг. 1 и на фиг, 2 одновременно, Выступы 12, 13, 14 имеют отверстия, через которые проходят стяжки 15, 16, 17 с резьбовым соединением, связывающие между собой смежные головки 7.

Стяжки 15, 16, 17 с каждого конца жестко присоединены к выступам 12, 13, 14 посредством гаек 18 и шайб 19.

Стяжки 16 (фиг. 3) расположены в шахматном порядке, т, е. чередуются стяжки, находящиеся ближе к сердечнику и дальше от него.

Стяжки 17 также размещены в, шах-! матном порядке, при этом для увеличения жесткости крепления головок положение стяжек 16 и 17 не должно совпадать.

Стяжки 20 и 21 (фиг. 4) находятся ,под углом к диаметральной плоскости, при этом стяжки 20 ближнего и стяжки 21 дальнего рядов для увеличения жесткости крепления наклонены в противоположные .стороны.

Для компенсации возможных перекосов колпачков 10 стяжки 16 и 17 имеют опорные элементы со сферическими поверхностями 2 2 .

При необходимости повысить электрическую прочность элементов крепления, стяжки выполняются из изоляционного материала, а их поверхность делается ребристоиа

Я!

Выполнение поверхности 23 стяжки ребристой дополнительно увеличивает расстояние для токов утечки между смежными колпачками.

Во время работы электрической машины, особенно в режиме внезапного короткого замыкания, электродинамические усилия, действуюшие на лобовые части 1, 2 стержней в зоне головок передаются на стяжки.

Так как эти стяжки присоединены к выступам колпачков неподвижно, то вокруг оси вращения электрической машины образуется замкнутое кольцо взаимноувязанных головок, обеспечивающее их надежное крепление, Отсутствие на боковых поверхностях 24 колпачков каких либо элементов крепления упрощает сборку обмотки;:и увеличивает расстояние для токов утечки между головками, что особенно важно при малом расстоянии 1 между ними.

Предмет изобретения

1. Статор электрической машины, содержаший сердечник и стержневую обмотку, головки лобовых частей которой изолированы колпачками, выполненными из твердого изоляционного материала и заполненными компаундом, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности . крепления лобовых частей и упрощения изготовления крепления, каждый колпачок имеет, по крайней мере, один выступ, расположенный на его внешней стороне, не обращенной к колпачкам смежных головок,с отверстиями, через которые проходят стяжки, скрепляюшие соседние колпачки резьбовым соединением.

2. Статор по п, 1, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что по окружности лобовых частей чередуются стяжки, расположенные ближе к сердечнику и дальше от него.

3. Статор по п. 1, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что стяжки расположены под углом к диаметральной плоскости статора, причем каждая стяжка занимает одинаковое положение по отношению к соединяемым колпачкам.

4. Статор по пп. 1-3, о т л и ч а юш и и с я тем, что стяжки содержат опорные элементы со сферическими поверхностями, 5. Статор по пп. 1-4, о т л и ч а юш и и с я тем, что шпильки стяжек выполнены из изоляционного материала, 6.Статорпоп. 5, отличаюшийс я тем, что, с целью увеличения расстояния для токов утечки, шпильки стяжек имеют ребристую поверхность.

442551

УзелХ

19 13

Составитель АЛисов

Текред И.Карандашова Корректор Н.Учакина

Редактор E Сотцмк

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 113035, Раушская наб,, 4

Предприятие «Патент», Москва, Г-59, Бережковская наб., 24

Заказ,ф У Изд. М Я/ тираж 722

Подписное

Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины Статор электрической машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх