Способ оценки обзорности транспортного средства
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 44I466 (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено I4. 06, 7I (217671361,/27-I (51) М Кл.
С 01ртт Т7/00 с присоедииением заявки
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изооретенкй н открытий (32) Приоритет
Опублвтковаио 0 08 74зтоллетеиь _#_ 2 (451 Дата опубтикования описаииХ5 I2 74 (ЬЗ) УйК629. II3.
001.4 (088.e) (У2) Авторы изобретения (71) Заявитель донецкий государственный университе (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ ОБЭОРНОСТИ ТРАНСПОРТНОШ СРЕДСТВА
Изобретение предназначено для оценки обзорности средств транспорта с точки зрения водителя и может быть использовано в авто-,авиа-, тракторо-,кораблестроении и других областях техники,где необходима оценка обзорностй.
Известные способы контроля степени обзорности средств транспорта основаны на исследовании опытных 1о образцов машины при помощи светои фотографической аппаратуры и получении развернутой плоской картины обзора с рабочего места водителя для оценки обзорности транспорт- д ного средства с помощью эталона.
Однако известные способы невозможно применить для контроля степени обзорности машины на стадии ее проектирования. 20
Цель изобретения — упрощение построения панорамы обзора транспортного средства HH стадии его проектирования. Цель достигается тем,что панораму обзора получают путем измерения угловых параметров ! пространственного положения опорных точек контура остекления кабины транспортного средства на ее ортогональных чертежах,последующего нанесения этих параметров на
3-тканевый транспарант и соединения точек пересечения линий,соответствующих угловым параметрам опо рных точек остекления кабины.
На ортогональном чертеже контура остекленная (см.фиг.1)проводя1 главный гуч зрения ОУ (01У,,Оа а) через точку Q (О„Оа) зрения, фиксируют опорные точки, определяю-щие характер линии контура остекления каждого проема, в виде их горизонтальных и фронтальных проекций (например,A и 0 на фиг.I).
Через точку О (01 О ) зрения и опорные точки А (А1,"q ), В (В,Ба )проводят прямйе и транспортйром измеряют углы, образованные этими прямыми с главным лучом зрения.Углы расположенные выше глав ного луча 0(G<,O ) зрения — положительные,ниже — отрицательные,и
---!
3 44I46 обозначаются А на горизонтальной, Gc на Рронтальной, Р на профильн ой пц оекциях. . -,атем строят панооаму обзора на 3-тканевом транспаранте см. ь фиг.2),предстамиющем собой изоци " н рическую проекцию сферической
З-ткани.
Опорные точки панорамы обзора оп :еделяют как точки пересечения линии транспаранта, соответствующих jj l ловим параметрам этих же точек на ортогональном чертеже. Полученные точки затем соединяют плавной кривой при помоци лекала,в результате чего создается круговая панорама обзора с углоы зрения 360 о (см. фиг. 2) .
При необходимости таким же способом можно построить и нанести о
ыа панораму светофоры, бордюры, дорожные знаки, предварительно нанеся их на ортогойальный чертеж.
ПРЕДМЕТ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Способ оценки обзорности транс=портного средства, заключающийся в получении панорамй обзора и сравнивании ее с эталоном, о т л и ч а ю— шийся тем,что, с целью упрощения построения панорамы обзора тран= спортного средства на стадии его проектирования, панораму обзора получают путем измерения угловых параметров пространственного положения опорных точек контура остекления кабины транспортного средства на ее ортогональных чертежах,последующего нанесения этих парамет= ров на 3-тканевый транспарант и соединения точек пересечения линий, соответствующих угловым параметрам опорных точек контура остекления кабины.



