Датчик массового расходомера
О П И С А Н И Е (» 436232
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социвлистических
Респубпик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 05.06.72 (21) 1793125/18-10 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.07.74. Бюллетень № 26
Дата опубликования описания 04.12.74 (51) М. Кл. G Olf 1/00
Государственный комитет
С0ВВТВ Министров СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 681.121.8 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Г. Краснер и Л. 3. Фишман (71) Заявитель
433 11 . ЙЙ,= Ы 1i53 (54) ДАТЧИК МАССОВОГО РАСХОДОМЕРА
Изобретение относится к области измерения массовых расходов и может быть использовано для измерения расхода топлива, потребляемого двигателями самолета.
Известны датчики массового расходомера с приводом от потока, содержащие ведомую прямолопастную крыльчатку, которая связана с ведущей крыльчаткой с помощью упругого элемента, при этом лопасти ведущей крыльчатки расположены под углом к оси датчика расходомера.
В предложенном устройстве для расширения диапазона измерения и автоматического регулирования скорости вращения крыльчаток датчика ведущая крыльчатка выполнена из двух частей с лопастями со скосами, соединенными между собой упругим элементом, например спиральной пружиной.
На фиг, 1 представлен описываемый датчик; на фиг. 2 — развертка решеток лопастей ведущей крыльчатки.
Датчик содержит корпус 1, выполненный в виде отрезка трубы, внутри которого на оси 2, укрепленной в подшипниках 3 и 4, расположена ведущая крыльчатка, выполненная из двух частей 5 и 6, связанных между собой упругим элементом (спиральной пружиной) 7.
При этом одна часть 5 ведущей крыльчатки сидит на подшипниках 8, а другая часть 6 жестко связана с осью 2. На этой же оси 2 укреплена подвижно при помощи подшипника
9 прямолопастная крыльчатка 10, связанная с осью 2 упругим элементом 11. На прямолопастной крыльчатке 10 и на части 6 ведущей крыльчатки укреплены постоянные магниты, соответственно 12 и 13. Снаружи корпуса 1 датчика в плоскости вращения магнитов 12 и 13 расположены индукционные датчики 14 и 15 (катушки с сердечниками). Впе10 реди по потоку расположен струевыпрямитель 16. При наличии потока жидкости ведущая крыльчатка за счет того, что ее лопасти наклонены к оси потока, приводит во вращение ведомую крыльчатку. При малых расхо15 дах обе части ведущей крыльчатки поджаты друг к другу за счет предварительного натяга соединяющей их спиральной пружины. При этом лопасти обеих частей образуют одну лопасть, наклонную к оси датчика под углом
20 ае (положение 1 на фиг. 2). В этом случае скорость вращения крыльчаток определяется углом а2, При увеличении расхода увеличивается гидродинамический момент (момент от действия потока), действующий на лопасти
25 ведущей крыльчатки, и при некотором расходе подвижная часть начинает поворачиваться вокруг оси относительно неподвижной части. Этому повороту препятствует спиральная пружина. Поворот будет происходить на угол, 30 при котором гидродинамический момент ра436232
2 д 5 6 7 вен моменту противодействия спиральной пружины. При увеличении расхода угол поворота возрастает. При определенном расходе, зависящем от геометрических размеров крыльчатки и жесткости пружины, подвижная часть ведущей крыльчатки повернется на максимальный угол, при котором ее лопасти состыкуются с соседними лопастями неподвижной части и снова образуют одну лопасть, наклоненную к оси датчика на угол а> (положение 111 на фиг. 2). В этом случае скорость вращения крыльчаток определяется углом пь
Размеры крыльчаток и жесткость пружины выбираются таким образом, чтобы максимальный угол поворота подвижной части достигался на максимальном расходе для данного типа датчика. При промежуточных положениях подвижных лопастей (II) между подвижными и неподвижными лопастями образуются каналы под углом m> и а к оси датчика. При повороте подви>кных лопастей происходит изменение ширины каналов, т, е., если при малых расходах большая часть потока отклоняется на угол а, то с увеличевием расхода увеличивается часть потока, о-клоняющаяся на угол аь Такое перераспределение потоков по каналам эквивалентно изменению угла наклона лопастей ведущей крыльчатки от а при малых расходах до и>, при больших, т. е. осуществляется автоматическое изменение скорости вращения крыльчаток.
Предмет изобретения
Датчик массового расходомера, содержащий струевыпрямитель, ведущую крыльчатку, лопасти которой расположены под углом к оси датчика, и ведомую прямолопастную крыльчатку, соединенную с ведущей упругим элементом, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона измерения и автоматического регулирования скорости вращения крыльчаток датчика, ведущая крыльчатка выполнена из двух частей с лопастями со скосами, соединенными между собой упругим элементом, например спиральной пружиной.
436232
Фиг. 2
Редактор С. Хейфиц
Заказ 8212/11 Изд. ¹ 18.10 т!»оа>«760 Подпис о.
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Мн:шстров CCCP по делам изобретений и открытий
Москва, )!(-35, Раушская наб., д. 4. 5
T;!: ографпя, пр. Сапунова, 2
Составитель 1 . Дь:;чснко скрсд 1. Ьогданова
Корректоры: iN. 1(оробова и В. Петрова


