Механизм свободного хода
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Сове1ских Социалистических Р сп б тHK К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 09.07.71 (21) 1679i175/25-27 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет Опубликовано 30.05.74. Бюллетень № 20 Дата опубликования описания 21.10.74 (51) М. Кл. F 16d 41/06 Государственный комитет Совета Министров СССР по делам ипаоретений и открытий (53) УДК 62 1.825.5 (088.8) (72) Автор изобретения И. И. Кобушко Горьковский автомобильный завод (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА Изобретение относится к общему машиностроению. Известны механизмы свободного хода, содержащие ведущую обойму, звездочку, установленную на ведомом валу, расположенные между ними заклинивающие элементы, а также управляющее устройство в виде втулки, установленной подвижно в осевом направлении и связанной с рычагом переключения. Цель изобретения — обеопечение возможности торможения ведомого вала после расцепления полумуфт. Для этого в предлагаемом механизме втулка выполнена с торцовыми фрииционными поверхностями, взаимодействующими соответственно с торцом ведущей обоймы и с торцом корпуса, в котором смонтирован ведомый вал. На фиг. 1 показана муфта в осевом сечении; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1. На ведущем валу 1 жестко установлена ведущая полумуфта 2, а на ведомом валу 3 жестко установлена звездочка 4 с пазами для заклинивающих элементов в виде роликов 5. На ведомом валу 3 установлено уаравляющее устройство в виде втулки 6, свободно установленной и имеющей пазы для роликов 5. Втулка б имеет поверхность 7 трения с торцом ведущей полумуфты 2 и поверхность 8 трения с торцом корпуса 9;в котором установлен ведомый вал 3. Между обеими поверхностями трения установлен нажимной диск 10 с рычагом 11 переключения. Имеются другие детали, выполненные по общим нормам кон5 струирования. Муфта работает следующим образом. Рычаг 11 переключения нажимают вниз, благодаря чему нажимной диск 10 переводит втулку б в нижнее положение, в котором она 10 своей поверхностью 7 трения встречает торец вращающейся ведущей полумуфты 2. Сила трения увлекает во вращение втулку 6, которая в своих пазах несет ролики 5. Последние заклиниваются между ведущей полумуфтой и 15 звездочкой и увлекают во вращение последнюю, а с ней и ведомый вал 3. После этого обе полумуфты сцеплены уже независимо от контакта по поверхности трения 7. Для расцепления полумуфт рычаг 11 переключения и 20 с ним нажимной диск 10 переводят в верхнее положение до встречи с поверхностью 8 трения и далее до встречи с торцом неподвижного корпуса 9. Возникающая сила трения останавливает втулку 6, которая воздействует 25 на ролики 5, благодаря чему ролики скатываются в пазы и происходит расцепление обеих полумуфт. Звездочка 4 вместе с ведомым валом 3 продолжает вращаться по инерции, но встречая ролики 5, воздействует на затор30 маживаемую втулку 6 и поэтому сама затор430248 4Ъ3 я -p // Составитель И. Злотник Редактор Ю. Агапова Техред 3. Тараненко Корректор Л. Царькова Заказ 2771/16 Изд. № 1685 Тираж 875 Подписное ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5 Типография, пр. Сапунова, 2 маживается. Таким образом, предлагаемая муфта ускоряет остановку ведомого вала. Так как при трении поверхности 7 обеспечивается перемещение роликов в сторону заклинивания, то отпадает необходимость и в подпружинивании роликов 5. Предмет изобретения Механизм свободного хода, содержащий ведущую обойму, звездочку, установленную на ведомом валу, расположенные между ними заклинивающие элементы, а также управляющее устройство в виде втулки, установленной подвижно в осевом направлении и связанной с рычагом переключения, отли5 ч а ю шийся тем, что, с целью обеспечения возможности торможения ведомого вала после раоцепления полумуфт, втулка выполнена с торцовыми фрикционными поверхностями, взаимодействующими соответственно с тор10 цом ведущей обоймы и с торцом корпуса, в котором смонтирован ведомый вал.