Токоподвод к якорю линейного электрическогодвигателя
(«) 426240
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт, свидетельства (22) Заявлено 06.04.72 (21) 1773012/24-7 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 30.04.74. Бюллетень ¹ 16
Дата опубликования описания 07.10.74 (51) N. Кл. Н 01b 7/04
Н 02k 33/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изооретений и открытий (53) УДК 621,315(088.8) (72) Авторы изобретения
П. Р. Барышев, A. Ю. Бун, Ф. В. Нейгебауер, И. Б. Райсин, О. П. Сидоров, С. A. Шапиро и К. T. Севинян (71) Заявитель (54) ТОКОПОДВОД К ЯКОРЮ ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО
ДВИ ГАТЕЛЯ
Изобретение относится к линейным электрическим двигателям, а именно к токоподводам к якорям двигателей.
Известен токоподвод к якорю линейного электрического двигателя, выполненный в виде гибкой изолированной ленты, представляющей собой плоские ленточные «роводпики. Крепление ленты осуществляется зажимами на плоскости клеммной колодки у корпуса двигателя с одной стороны и на подвижной катушке— с другой. При работе двигателя одна часть ленты неподвижна, а другая совершает возвратно-поступательное движение; средняя часть — изогнута в петлю. Недостатком такой конструкции токоподвода является возможность перегибов в местах закрепления, особенно при быстрых перемещениях катушки двигателя. Это ведет к появлению трещин, излому и разрыву ленты, что значительно сокращает срок ее службы и тем самым уменьшает надежность линейного двигателя в работе.
Изобретение позволяет устранить указанный недостаток благодаря тому, что указанный гибкий плоский проводник расположен вдоль образующих зажимов, а поверхности последних, обращенные к проводнику, выполнены цилиндрическими; при этом в каждом зажиме одна из упомянутых поверхностей выпуклая, а другая вогнутая.
Таким образом, гибкому изолированному кабелю придана желобообразная форма профиля благодаря цилиндрической выпуклой площад ке наружной клеммной колодки, к которой этот кабель крспится с одной стороны, и цилиндрической вогнутой накладке этой колодки для зажима наружного конца кабеля, а также благодаря аналогичной форме колодки и накладки на клеммах подвижной катушки. При этом
10 средняя часть токоведущей ленты, согнутая в петлю, не имеет желобообразного профиля, а желобообразные начальный (у неподвижной клеммной колодки) и конечный (у подвижной катушки) участки токоведущей ленты обраще15 ны друг к другу своими вогнутыми сторонами.
При движении катушки один конец токоведущей ленты движется вместе с ней, а другой, соединенный с наружной клеммной колодкой, остается неподвижным. При этом, при движе20 нии катушки внутрь магнитной системы желобообразная часть ленты между катушкой и закруглением ленты уменьшается, а желобообразная часть между закруглением и наружной колодкой увеличивается. При таком по25 ложении -оковедущая лента работает устойчиво без поперечных колебаний и поперечных изгибов у зажимных колодок, только лишь с перекатывающим движением в средней части, что повышает ее износоустойчивость. Закреп30 ление токоподвода с помощью зажимов с ци426240 линдрической поверхностью придает гибкой ленте желобообразную форму, что предотвращает изгиб ленты в месте зажима при возвратно-поступательном движении катушки линейного двигателя. Лента работает с перекатыванием. На фиг. 1 — изображен линейный двигатель; на фиг. 2 — то же, продольный разрез.
На чертеже изображен линейный двигатель соленоидного типа с неподвижной магнитной системой. то
Двигатель состоит из двух магнитов 1 и 2 полуцилиндрической или корытообразной формы с продольным направлением намагничивания, двух пластин или шайб 3 и 4, соединяющих торцы магнитов в единую систему, и центрального сердечника 5, который одним концом укрепляется в центре одной из пластин, а другим концом входит в отверстие другой пластины, образуя кольцевой воздушный зазор с радиальным направлением магнитного поля в нем. Подвижная катушка состоит из тонкого пластмассового каркаса 6 и кольцевой обмотки
7. Обмотка выполняется из двух или более слоев изолированного провода. Для подвода тока к подвижной катушке служит гибкая изолированная токоведущая лента 8, представляющая собой медный плоский двух — или трехжильный кабель, покрытый с двух сторон двумя слоями пленочной изоляции, при этом жилы кабеля имеют плоскую форму и разделены небольшими промежутками, заполненными той же изолирующей пленкой. Покрытие медной ленты двумя слоями пленочной изоляции придает ленте упругость и эластичность и одновременно изолирует выводы и предохраняет их от замыкания между собой и на корпус. Токоведущая лента закрепляется с одной стороны на зажимах подвижной катушки, с другой стороны на клеммной колодке 9, установленной на кронштейне с наружной стороны двигателя. Контактные поверхности зажимов выполнены цилиндрическими.
Предмет изобретения
Токоподвод к якорю линейного электрического двигателя, выполненный в виде гибкого плоского проводника с зажимами на концах, предназначенными для крепления к якорю на одном конце и к клеммной колодке на другом конце, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, указанный проводник расположен вдоль образующих поверхностей зажимов, а поверхности последних, обращенные к проводнику, выполнены цилиндрическими; при этом в каждом зажиме одна из упомянутых поверхностей выпуклая, а другая— вогнутая.
426240
Составитель В. Бондаренко
Редактор В. Левятов
Техред Г. Васильева
Корректор М. Лейзерман
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2709/5 Изд. № 1554 Тираж 760 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


