Система управления позиционным механизмом
(и) 425220
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.07.72 (21) 1805566/26-25 (51) М. Кл. 621с 7/10 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 25.04.74. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 2.11.74
Гооударотвенный квинтет
Совета Министров СССР оо делам изооретвний и открытий (53) УДК 621.039.55 (088.8) (72) Авторы изобретения
Д. И. Коваленчнк, О. В. Рожнов н В. К. Жолобов (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОЗИЦИОННЫМ
МЕХАН ИЗМОМ
Изобретение относится к области управления позиционными механизмами и может быть использовано, например, для точного останова и контроля в заданной позиции механизма поворотной колонны передаточного бокса ядерного реактора на быстрых нейтронах.
Известна система управления позиционным механизмом, например, механизмом поворотной колонны передаточного бокса ядерного реактора на быстрых нейтронах, с двумя группами точек наведения, на одну из которых механизм наводится только при движении вперед, а на другую — при движении назад, с односторонним подходом без перебега за точку останова, содержащая реверсивный электродвигатель с переключателем
его на малую скорость для точной остановки и выключателем, источник тормозного тока неподвижные Ш-образные индуктивные датчики, установленные в точках наведения и обмотки которых подключены к схеме включения датчиков через логические элементы
ИЛИ и И, ферромагнитный якорь, разделенный па несколько частей, перемещающийся вместе с механизмом.
Однако в известной системе управления позиционным механизмом при формировании сигнала точного наведения используется сигнал направления движения механизма вперед или назад, что не позволяет производить наведение на одну и ту же точку при подходе механизма к последней с разных сторон, кроме того конструкция якоря сложна и не имеет достаточной жесткости.
Цель изобретения — обеспечить точное наведение механизма.
Достигается это тем, что якорь выполнен в виде двух одинаковых частей с длиной каж10 дой части больше тормозного пути механизма, причем одна часть перекрывает средний и один из крайних стержней Ш-образного датчика, другая — средний и другой крайний стержни, а воздушный зазор между частями
15 якоря равен требуемой зоне точного останова, а выход логического элемента ИЛИ подключен к источнику тормозного тока и переключателю на малую скорость, логический элемент
И при этом подключен к выключателю элек20 тродвигателя.
Пример выполнения элементов системы приведен на чертеже, где изображен ферромагнитный якорь и Ш-образный индуктивный
25 датчик.
Якорь разделен воздушным зазором 1 на две одинаковые прямоугольной формы части 2 и 3, каждая из которых имеет внешнюю грань
4 и внутреннюю грань 5. Части 2 и 3 якоря
30 имеют длину L и ширину H.
425220
25
35
Составитель Н. Яковлева
Техред E. Борисова
Корректор Н. Стельмах
Редактор О. Степина
Заказ 3301/4 Изд. № 752 Тираж 506 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Ш-образный индуктивный датчик состоит из Ш-образного магнитопровода со стержнями: средним 6, правым 7, левым 8 и обмоток
9 и 10, расположенных соответственно на правом 7 и левом 8 стержнях. Длина L части 2 или 3 якоря равна наибольшему возможному тормозному пути механизма, ширина Н равна расстоянию между стержнями средним 6 и крайним (правым 7 или левым 8) и удвоенной ширине самого стержня.
Рассмотрим работу предлагаемой системы на примере системы управления механизмом поворотной колонны передаточного бокса ядерного реактора.
При движении механизма (допустим, «вперед»), на номинальной скорости к выбранной точке наведения, например, часть 2 якоря внешней гранью 4 перекрывает средний 6 и правый 7 стержни Ш-образного датчика, Обмотка 9 скачком увеличивает свою индуктивность и выдает электрический сигнал торможения электродвигателя в схему включения датчиков. Переместившись на какое-то расстояние по длине часть 2 якоря останавливается. После кратковременной выдержки начинается движение механизма с якорем на малой скорости.
При медленном перемещении внутренняя грань 5 части 2 начинает сползать с плоскости перекрытия стержней среднего 6 и правого 7, а внутренняя грань 5 части 3 — наезжать в плоскости перекрытия стержней среднего 6 и левого 8. Обмотка 10 скачком увеличивает свою индуктивность и выдает электрический сигнал в схему включения датчиков.
Существование в схеме включения датчиков одновременно двух сигналов от обмоток
9 и 10 является суммарным логическим сигналом точного останова, который и останавливает электродвигатель с механизмом.
Предмет изобретения
Система управления позиционным механизмом, например, поворотной колонны передаточного бокса ядерного реактора, с несколькими точками наведения, содержащая реверсивный электродвигатель с переключателем на малую скорость для точной остановки и выключателем, источник тормозного тока, неподвижные Ш-образные индуктивные датчики, установленные в точках наведения и обмотки которых подключены к схеме включе4 ния датчиков через логические элементы ИЛИ и И, ферромагнитный якорь, разделенный на несколько чаетЕЙ, перемещающийся совместно с механизмом, отличающийся тем, 5 что, с целью обеспечения точного наведения механизма„якорь выполнен в виде двух одинаковых частей с длиной каждой части больше тормозного пути механизма и воздушным зазором между частями, равным требуемой
10 зоне точного останова, причем одна часть якоря перекрывает средний и один из крайних стержней Ш-образного датчика, а другая часть якоря перекрывает средний и другой крайний стержни датчика, а выход логическо15 го элемента ИЛИ подключен к источнику тормозного тока и переключателю на малую скорость, логический элемент И при этом подключен к выключателю электродвигателя.

