Устройство для измерения крутящего момента диска на валу рабочей машины
пп 420892
ОП ИСАЙ И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ CBHPETEËÜÑÒBÓ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 18.04.72 (21) 1773995/18-10 (51) М. Кл. 6 Oll 3 14 с присоединением заявки
Государственный комитет
Савета Министров СССР во делам изобретений и открытий (32) Приоритет
Опубликовано 25.03.74 Бюллетень № 11
Дата опубликования описания 26.08.74 (53) УДК 531.?S I (088.8) (72) Авторы изобретения
И. Г. Гоголев, P. И. Дьяконов и В. А. Дьячков
Брянский институт транспортного машиностроения (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА
ДИСКА НА ВАЛУ РАБОЧЕЙ МАШИНЫ
Предмет изобретения
Изобретение относится к измерительной технике и может быть применено, например, при исследовании моментов отдельных ступеней многоступенчатых турбин и насосов.
Известные устройства для измерения момента не позволяют выделить момент отдельных ступеней из общего момента и поэтому имеют недостаточную точность.
Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что диск установлен на валу рабочей машины в подшипниках, а промежуточная втулка скреплена с валом рабочей машины винтовой передачей, с ведущей втулкой— шпонкой и с противодействующим устройством — упорным подшипником.
На чертеже показана конструкция предлагаемого устройства.
На валу 1 рабочей машины, например многоступенчатой турбины, посредством шпонки закреплен рабочий диск (колесо) первой турбинной ступени 2, а диск (колесо) второй турбинной ступени 3 установлен в подшипниках
4 на валу 1. На диске второй ступени закреплена болтами ведущая втулка 5, имеющая несколько пазов с шариками 6, выполняющими роль шпонок.
Шарики входят в пазы промежуточной втулки 7, имеющей свободу перемещения в осевом направлении 10 — 15 мм. На внутренней поверхности втулки 7 и наружной поверхности втулки 8 выполнены винтовые пазы с углом наклона 20 — 70 . В пазы вставлены шарики 9, выполняющие роль винтовых шпонок.
Втулка 8 жестко укреплена на валу 1. Втулка 7 через упорный подшипник 10 соединена с рычагом 11 противодействующего устройства, например весов 12.
При работе устройства момент второй турбинной ступени 3 передается на вал 1 только через осевые 6 и винтовые 9 шариковые шпонт0 ки. На промежуточную втулку 7 действует сила, пропорциональная величине измеряемого крутящего момента и углу наклона винтовой шпонки. Эта сила уравновешивается взвешивающим устройством 12, по шкале которого
1 отсчитывают величину момента.
Устройство для измерения крутящего мо20 мента диска на валу рабочей машины, содержащее ведущую втулку, закрепленную на диске и связанную винтовой поступательной передачей с промежуточной втулкой и противодействующим устройством, о т л и ч а ю щ е е25 с я тем, что, с целью увеличения точности, диск установлен на валу рабочей машины в подшипниках, а промежуточная втулка скреплена с валом рабочей машины винтовой передачей, с ведущей втулкой — шпонкой и с про30 тиводействующим устройством — упорным под ш ип ником.
420892
Составитель Р. Александров
Техред Л. Камышникова Корректор T. Гревцова
Редактор Т. Иванова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1992/15 Изд. № 626 Тираж 760 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

