Патент ссср 418709
! митюитР . . - uut cy нбща ыл iVE;—
4I8709
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”
М, Кл. С Olb 7/28
Заявлено 03.03.72,(№ 1756080/25-28) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 05.03.74. Бюллетень ¹ 9
Дата опубликования описания 20.08.74
Государственный комитет
Совета Министров СССР
lIo делам изаоретеннй и открытий
УДК 531.717.2:621.833 (088.8) Автор изобретения
Б. В. Табунов
Заявитель
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНТАКТНОГО
ПЯТНА ЗУБЬЕВ В ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧЕ лении, переходное сопротивление в каждой точке на поверхности их контакта, всегда обратно пропорционально нагрузке в данной точке. Следовательно, если пропускать через
5 поверхность контакта этих колес электрический
ToK, To HBI pcB каждой ТоМКН контактирующих поверхностей зубьев колес прямо пропорционален нагрузке в ней. Распределение нагрева по поверхности контакта можно зарегистриро10 вать с помощью термоиндикаторных красок.
15 Способ определения контактного пятна зубьев в зубчатой передаче, заключающийся в том, что боковые поверхности зубьев одного из колес покрывают тонким слоем краски, вращают колеса при легком притормажива20 нии и по оставшейся краске на боковых поверхностях зубьев контролируемого колеса судят о форме контактного пятна, отл ич а ющи и с я тем, что, с целью повышения точности контроля, используют термоиндикаторную
25 краску, пропускают через зацепление колес электрический ток и по полученному терморельефу определяют распределение нагрузок по поверхности контактного пятна, Изобретение относится к области контроля зубчатых колес в машиностроении, а именно к способам контроля нагрузок в зубчатом зацеплении.
Известны способы определения контактного пятна зубьев в зубчатой передаче, заключающиеся в том, что боковые поверхности зубьев одного из колес покрывают тонким слоем краски, вращают колеса при легком притормаживании и по оставшейся краске на боковых поверхностях зубьев контролируемого колеса судят о форме контактного пятна. Известные способы не позволяют точно найти форму контактного пятна и распределение усилия по нему.
Целью изобретения является создание такого способа, который позволил бы более точно определить контактное пятно у нагруженной передачи и распределение усилия по самому контактному пятну.
Для этого пропускают через зацепление зубчатых колес электрический ток и по полученному терморельефу определяют распределение нагрузок по поверхности контактного пятна, а в качестве краски используют термоиндикаторную краску.
Существо способа заключается в том, что при сжатии двух колес, находящихся в зацепПредмет изобретения