Патент ссср 416493
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВКДЕТЕЛЬСТВУ .
4)6493
СОюз СОВетских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 23.И11.1969 (¹ 1265750/24-6) с присоединением заявки М
Приоритет
Опубликовано 25.11.1974. Бюллетень ¹ 7
Дата опуоликовяния описания 26. Л.!974,>1. Кл. F 16h 41/06
Государственный комитет
Салата Министров СССР оо делам изооретеиий и открытий
УДК 621,226.5(088.8) Авторы изобретения
В. И. Думов и 1О. Н. Михайлов
3 аявител ь
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР
Изобретение касается энергетического »ашипостроения, в частности производства гидродинамических передач.
Известен гидротрансформатор с насосным. турбинным колесами и реактором, установленными в корпусе, имеющем каналы для подвода рабочей жидкости, содержащий устройство для регулирования момента в виде перемещаюшегося в корпусе полого цилиндрическогоо золотника, расположенного между выходными каналами реактора и входными каналами насосного колеса.
Однако при перекрытии входных каналов насосного колеса не удается обеспечить большой диапа;îï изменения пере,даваем,ого момента, так как по торцам золотника имеют место большие утечки рабочей жидкости.
В предложенном гидротрансформаторе цилиндрический золотник снабжен окнами, делящими его па два пояска, один из которых служит для непосредственного перекрытия входных каналов насосного колеса, а другой — для перекрытия каналов подвода рабочей жидкости. Это позволяет расширить диапазон изменения передаваемого момента, так как обеспечивается двойное дросселпровяние потока рабочей жидкости.
На чертеже представлена конструктивная схема предложенного гидротрансформатора, передающего мощность от двигателя на вал приводимого агрегата.
В корпусе 1 на подшипниках установлен вал 2 с жестко закрепленным на нем насосным колесом 3, который связан через рессору
4 с валом приводного двигателя 5. Колесо турбины 6 жестко прикреплено к выходному валу 7, связанном с приводимым агрегатом
8. Выход из колеса турбины 6 и вход в на1о сосное колесо 3 объединены тороидальной кольцевой полостью 9, в которой расположены неподвижные лопатки реактора 10, Ня входе в насосное колесо 3 в непосредственной близости от входных кромок его лопаток
15 установлен полый цилиндрический золотник
11, перемещаемый в осевом направлении регулятором 12. Рабочая жидкость подводится от постороннего источника давления к гидротрансформатору по магистрали подводя 13
20 через каналы 14 в корпусе.
Золотник 11 разделен окнами 15 па два пояска, которые перемещаясь, одновременно перекрывают проходное сечение на входе в насосное колесо 3 и канал 14 подвода рабочей
25 жидкости (топлива) .
Это достигается тем, что канал подвода топлива 14 выполнеli в корпусе гидротрансформатора таким образом, что выход из канала непосредственно прилегает к цилиндри3Q ческой поверхности золотника 11. Когда зо416493
Лоти11К H 9 гидротрансфсрматора, подается ня вхход насосного колеса 3. Когда регулирующий золотник перемещается вправо, закрывая вход в насосное колесо 3, кромки окон 15, перемещаясь, отсекают часть проходного сечения канала 14. Когда же золотник 11 находится в крайнем правом положении. канал 14 полностью закрывается его цилиндрической поверхностью. Б результате падает давление в -орсидяльнсй кольцевой полос-.и 9 и, как следствие, изменяется передаваемый момент. При вращении валя 2 двигателем 5 рабочей (HQHG "i H i-;.BCGC 1ы:,i KG (eCG f 3 COGGIHH ся энергия, ко сра". на турбине 6 греобразуется B работу приводимого агрегата 8. При крайнем левом положении золотника 11 окна 15 полность>о открыты, давление и расход жидкости в тороидальной кольцевой полосl и 9 максимальные, в результате чего мош 1ость ча валу колеса турбины 6 также достигает максимальных значений. Для уменьшения мощности на выходном валу гидротрансформатора регулятор 12 перемещает золотник 11 в осевом направлении вправо, обеспечивая уменьшение проходного сечения на входе в насосное колесо, и одновременно уменьшает проходное сечение канала 14. В результате такого двойного воздействия на поток жидкости в насосном колесе 3 развивается отрывное кявитационное течение, которое из-за снижения давления в канале 14 усиливается, по мере его закрытия при перемещении золотника 11 вправо. Таким образ(>м, II() II часl II IIILIZ нагрузках ня валу колеся турбины 6 мощность, потребляемая колесом насос(1 3, резко падает, вследствие чего к.п,д. гндротрансформатора значительно возрастает. Интенсивность кавитационного течения в колесе насоса 3 может быть задана таким образом, что для .каждой частичной нагрузки на выходном валу турбины 7 величина к.п.д. Т0 гидрстрансформатора не из:.:е ится и дсстигнет максимальных значений. При повышении к.п.д. тепловыделение в предлагаемой передаче, а следовательно и -еплонагряженнос-,ь радиатора Hp. частичных нагрузках приводи15 мого агрегата у.,:еньшаю;с.-. >хляждение рабочей жидксс-:и Hÿ ."."..". их ре .;и:,1гх улучшает:.:. Предме-; изобретения Гидротрансформатор с насосны;I, турбинным колесами и реактором, устансвленными в корпусе, имеюп. ем каналы для подвода рабочей жидкости, содержаш,HH устройство для 25 регулирования момента в виде перемещающегося в корпусе полого цилиндрического золотпика, расположенного ме>кду выходными каналами реактора и входными каналами насосного колеса, от ". è÷àþùèéñÿ тем, что, ЗО с целью увеличения диапазона регулирования передаваемого момента, цилиндрический золотник снабжен окнами, делящими его на два пояска, один из которых служит для непосредственного перекрытия входных каналов 35 насосного колеса, а другой — для перекрытия каналов подвода рабочей жидкости, 416493 1 ! Составитель С. Стесни Корректор О. Усова Техред E. Борисова Редактор Е. Кравцова Типография, пр. Сапунова, 2 Заказ 1452/8 Изд. № 531 Тираж 875 Подписное ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий Москва, К-35, Рау1цская наб., д 4, 5