Патент ссср 411225
Союз Советсик
|ИЗОБРЕТЕН КЯ
И АВТОРСЕОМу СВМдЕТЕЛЬС78,""т
Зависимое от авт. свидетельства №
M. Кл. F ОЗЬ 3/18
Заявлено 03.V.1972 (№ 1780526/24-6) с присоединением заявки ¹â€”
Приоритет
Опубликовано 15Л.1974. Бюллетень ¹ 2
Дата опубликования описания 16.V.1974
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий
УДК 621,224-226.37 (088.8) Авторы изобретения
Д. М. Бергер, И. А. Чогин, В, Н. Руденко и H. H. Робук
Заявитель
НАПРАВЛЯ1С1ЦИЙ АППАРАТ Г НДРАВЛИЧ -CKGA
НАСОС-ТУРБЬ НЫ
Изобретение относится к области гидромашиностроения и может быть использовано в гидравлических насос-турбинах.
Известны направляющие аппараты гидравлических насос-турбин, содержащие. лопатки с верхней цапфой, соединенной с поршневым сервоприводом стопорного устройства. В этих аппаратах стопорение лопаток при работе турбины осуществляется по обоим концам— при помощи конической втулки на верхней цапфе и секционного конического кольца на нижней цапфе лопатки. Однако при таком выполнении стопорного устройства необходимо использовать два сервомотора, расположение одного из которых над цапфой лопатки требует применения сложного по конструкции крепления.
Для повышения надежности стопорения лопаток при работе в насосном режиме и упрощения конструкции стопорного устройства в предлагаемом аппарате поршень стопорного сервомотора выполнен из двух частей — верхней, неподвижно закрепленной на цапфе, и нижней, установленной с возможностью осевого перемещения и снабженной плунжерами, размещенными в расточках верхней части.
Нижняя часть поршня подпружинена, что позволяет обеспечить равномерные зазоры по торцам лопатки при работе в турбинном режиме.
На фиг. 1 показан описываемый направляющий аппарат, разрез; на фпг. 2 — стопорньш сервомотор, разрез.
Направляющий аппарат содержит верхнее 1
5 и нижнее 2 кольца, направляющие лопатки с верхней цапфой 3 и пером 4, механизм 5 поворота и стопорный сервомотор 6. Поршень сервомотора состоит из двух частей 7 и 8.
Верхняя часть 7 закреплена жестко на верх10 ней цапфе 3 лопатки, а нижняя часть 8 центрируется по верхней части и может перемещаться относительно нее в осевом направлении. В верхней части 7 поршня выполнены расточки, в которых установлены плунжеры
15 9. Нижняя часть 8 поршня имеет по внутреннему контуру кольцевой клинообразный выступ. Поршень размещен в корпусе 10. закрепленном на подшипнике лопатки. Между нижней частью поршня и его корпусом на паль20 цах 11 установлены тарельчатые пружины 12.
При работе агрегата в насосном режиме в процессе стопорения лопатки жидкость под давлением по каналу а подводится к полости над поршнем. Под действием давления на пор25 шень лопатка перемещается вниз и стопорится путем прижатия нижнего торца пера 4 к нижнему кольцу 2.
Одновременно с поршнем под действием того же давления перемещаются вниз плунжеры
30 9. Усилие плунжеров, преодолев усилие та411225
Фиг. 1 фиг. г
Составитель Н. Силаева
Техред Л. Богданова
Корректор H. Торкина
Редактор А. Пейсоченко
Заказ 1106/14 Изд. № 1163 Тираж 565 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
peas!aT!=!x пр жив 12, tepee!e!!1aei нижн!ою часть 8 поршня относительно его верхней части 7 и зажимает кольцевой клинообразный выступ нижней части поршня по коническим поверхностям, выполненным па цапфе 3 лопатки и днище корпуса 10.
Таким образом, на концах лопатки созда1отся защемля1ощие моменты трения, что обеспечивает ее надежное стопорение.
Предмет изобретения
1. Направляющий аппарат гидравлической насос-турбины, содержащий лопатки с верхней цапфой, соединенной с поршневым сервоприводом стопорного устройства, о т л и ч а ющи Йс я тем, что, с цель1о повышения надежности стопорения лопаток при работе в насосном режиме, поршень выполнен из двух частей — верхней, неподвижно закрепленной на цапфс, и нижней, установленной с возможностью осевого перемещения и снабженной плунжерами, размещенными в расточках верхней части.
10 2. аппарат по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения равномерных зазоров по торцам лопатки при работе в турбинном режиме, нижняя часть поршня подпружинена.

