Патент ссср 410476
«3 с.: ка .- :;ай
О П ион,,/
Союз Советскик
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 07.!1.1972 (№ 1742663 24-7) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 05.1.1974. Бюллетень № 1
Дата опубликования описания 28Л .197-1
M Кл. Н 01!т 9/42
H 0lh 33i16
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР ао делам изобретений и открытий
УДК 621.318.56(088,8) Автор изобретения
И. Н. Романенко
Заявитель Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова
УСТРОЙСТВО РЕОСТАТНОГО ТИПА
ДЛЯ КОММУТАЦИИ СИЛЪНОТОЧНЪ|Х ЦЕПЕЙ
НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Изобретение относится к низковольтным сильноточным коммутаторам тока реостатного типа и может использоваться для бездугового шунтирования и последующего ввода под нагрузку одного из серии последовательно включенных сильноточных низковольтных потребителей электрической энергии без изменения величины рабочего тока всех потребителей (например, при шуитироваиии с целью ремонта и последующего ввода под нагрузку одной из серии последовательно включенных электролизных ванн при выпрямленном токе
50 — 100 ка) .
Для этой цели используются серийно выпускаемые шунтирующие устройства типа
ВВШ-500, основным недостатком которых является малое количество срабатываний (2 — 3) до полного разрушения контактной системы из-за возникновения сильноточной дуги при размыкании. Возникновение дуг при расшунтировании низковольтных (менее 10 в) объектов обусловлено большой скоростью коммутации тока с индуктивпости ошиновки шунта на параллельно включенную меньшую индуктивность объекта. При этом чем больше скорость коммутации, тем больше величина перенапряжения на контактах за счет запасенной в индуктивности ошиновки энергии.
В предлагаемом устройстве с целью устранения указанного недостатка неподвижные контактные шины снабжены нелинейным сопротивлением, выполненным в виде пакета пластин, например медных, различной толщины, каждая из которых контактирует с по5 движной контактной шиной.
Конструктивное выполнение устройства схематически представлено иа фиг. 1; иа фиг. 2 представлен график изменения контактного сопротивления при движении подвижной кои10 тактной шины вверх.
Устройство состоит из системы токоироводящих водоохлаждаемых шин 1, подвижной шины 2, способной перемещаться вертикально за счет привода, и собранных в пакет медных
1s пластин 3 различной толщины, причем толщина пластин уменьшается.от 5 мм до 1 MM с удалением от шины, а контактные поверхности пластин между собой окислеиы. Каждая пластина имеет контакт с подвижной ши20 ной. Толщина пакета и отдельных пластин в нем подбирается так, чтобы при перемещении подвижной шины в процессе размыкания»еподвижных шин плотность тока на контактируемой поверхности подвижной шины меня2S лась незначительно по отношению к начальной плотности тока в замкнутом положении.
Как подвижные, так и неподвижные шины могут перемещаться в горизонтальном направлении примерно иа расстояние, равное
ЗО толщине шины.
410476
Предмет изобретения
- аг. 1
10 15 20
ФаР. 7
Составитель А. Иванов
Техред Т. Ускова
Редактор В. Фельдман
Корректор Т. Гревцова
Заказ 1111/9 Изд. 1ф 335 Тираж 760 Подписное
ЦНИИПИ Государствеяного комитета Совета Министров СССР йо делам изобретений п открытий
Москва, К-35, Раушская наб., д. 4!5
Типография, пр. Сапунова. д. 2
Устройство работает следующим образом.
При шунтировании объекта подвцжнце шины опускаются в крайнее нижнее положение и снижаются винтовой системой совместно с неподвижными шинами для обеспечения минимального контактного сопротивления (до
10 — см при двух параллельных подвижных шинах из меди). При расшунтировании объекта основное усилие сжатия снимается (остается небольшое сжатие за счет пружин, расположенных в системе крепления неподвижных шин), и подвижные шины перемещаются вверх вплоть до размыкания неподвижных шин. При этом контактное сопротивление нелинейно возрастает на 4 — 5 порядков, как показано на фиг. 2, и весь ток протекает по объекту. Устройство отличается большой надежностью и простотой конструкции.
Устройство реостатного типа для коммутации сильноточных цепей низкого напряжения, содержащее систему подвижных и неподвижных плоских контактных шин, о т л и ч а ю10 щееся тем, что, с целью осуществления бездуговой коммутации, неподвижные контактные шины снабжены нелинейным сопротивлением, выполненным в виде пакета пластин, например медных, различной толщины, каж15 дая из которых контактирует с подвижной контактной шиной.

