Патент ссср 403590
О П И С А Н И Е 403590
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства № 331633
Заявлено 19.V11.1972 (№ 1813313 24-7) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 26.Х.1973. Бюллетень № 43
Дата опубликования описания 14.П1.1974
М. Кл. В 60l 15/20
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий
УДК 621.337.521(088.8) Авторы изобретения
В. П. Дорош, М. T Глушков, Л. Г. Залесский, Л. Ю. Вейцман, 3. С. Иоспа, Ю. П. Григорьев, Ю. М. Иньков и В. П. феоктистов
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта
Заявитель (УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
ЭЛЕКТРОПОЕЗДА
Изобретение относится к устройствам для регулирования скорости пригородных электропоездов однофазно-постоянного тока при пуске и зависимом от контактной сети реостатном торможении.
По основному авт. св. № 331633 известно устройство для регулирования скорости электропоезда однофазно-постоянного тока при пуске и реостатном торможении, содержащее понижающий трансформатор, выпрямитель, к выходу которого через сглаживающий реа«тор и линейные контакторы подключены две параллельные группы тяговых двигателей последовательного возбуждения, причем в указанные группы включены стабилизирующие и тормозные реостаты, коммутируемые контакторами.
Однако контакторы, осуществляющие разрыв цепи тягового тока для переключения из тягового режима в тормозной, должны быть выполнены с дугогашением, что усложняет схему электропоезда и понижает ее надежность, а также увеличивает время перехода.
Цель изобретения — обеспечить бездуговой переход в тормозной режим.
Это достигается тем, что устройство снабжено диодом, зашунтировапным контактами тиристорного переключателя, включенным в каждой из параллельных групп тяговых двигателей между их якорными обмотками и контактом линейного контактора.
На чертеже показана принципиальная схема силовых цепей электропоезда с питанием от контактной сети переменного тока.
Схема содержит однофазный понижающий трансформатор 1 с первичной обмоткой 2 и с вторичной обмоткой, разделенной на секции
3 — 6, изолированные друг от друга. В зависимости от требуемого значения коэффициен10 та мощности электропоезда число указанных секций вторичной обмотки трансформатора 1 может быть выбрано различным, обычно от двух до шести. Секции вторичной обмотки трансформатора 1 своими выводами подклю1S чены ко входам переменного тока совмещенного однофазного мостового выпрямителя 7, собранного на диодах. Секция 6 подключена к выпрямителю через встречно-параллельно соединенные тпристоры, а остальные секции—
20 через контакторы 8 и 10. Для плавного бесконтактного регулирования напряжения во всем диапазоне все секции можно подключить к выпрямителю через встречно-параллельно соединенные тиристоры, как секцию 6.
25 К выходам постоянного тока выпрямителя 7 через сглаживающий реактор 11 подключены две соедине|шые параллельно группы тяговых двигателей, каждая из которых содержит по два тяговых двигателя пульсирующего тока
30 последовательного возбуждения. В одной
403590 группе включены двигатели с якорными обмотками 12 и 13 и обмотками возбуждения
14 и 15, а в другой группе — двигатели с якорными обмотками 16 и 17 и обмотками возбуждения 18 и 19. В верхнюю группу последовательно включен контакт линейного контактора 20, а в нижнюю — такой же контакт линейного контактора 21.
В каждой из групп между якорными обмотками и обмотками возбуждения двигателей включены реостаты 22 и 23, которые в тяговом режиме играют роль маневровых сопротивлений, а в тормозном — роль стабилизирующих сопротивлений. При определенных условиях они могут отсутствовать. Эти реостаты зашунтированы контакторами 24 и 25 соответственно.
Между группами, кроме того, включены контакт тормозного контактора 26 и секционированные реостаты 27 и 28. Последние в тяговом режиме выполняют функцию реостатов ослабления поля, а в тормозном— функцию тормозных реостатов.
Последовательно в рассматриваемые группы включены силовыс диоды 29 и 30, зашунтированные контактами 31 и 32. Направление включения диодов 29 и 30 совпадает с направлением протекания тягового тока. Контакты же 31 и 32 при определенных условиях, о которых будет сказано, могут отсутствовать.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
В тяговом режиме постоянно замкнуты контакты 21, 22 и 31, 32. контакты 24 и 25 разомкнуты только на маневровой позиции (первая позиция контроллера машиниста), а затем замыкаются и все время остаются замкнутыми. При этом тяговый ток проходит от клеммы «плюс» выпрямителя 7 через реактор 11, далее по двум параллельным группам тяговых двигателей к клемме «минус» выпрямителя 7. Регулирование напряжения на двигателях при этом производят контакторами 8 — 10 и встречно-параллельно включенными тиристорами, а ослабление поля двигателей --- переключением секций реостатов 27 и 28, которые в тяговом режиме оказываются подключенными параллельно обмоткам возбуждения.
Для перехода в режим реостатного торможения необходимо выключить контакты 24, 25, 31, 32, 8 — 10 и противо-параллельно включенные тиристоры. После этого ток тяговых двигателей будет протекать под действием э.д.с. самоиндукции, замыкаясь через диоды выпрямителя 7 и через диоды 29 и 30. После этого можно замкнуть тормозной контакт 26
5 и противо-параллельно включенными тиристорами регулировать ток возбуждения, который будет протекать от клеммы «плюс» выпрямителя 7 через реактор 11, обмотки возбуждения 14, 15, реостат 22, обмотки возбуж10 дения 18 и 19 к клемме «минус» выпрямителя 7. Ток через обмотки возбухкдения протекает в том же направлении, что и в тяговом режиме.
При этом э.д.с. якорных обмоток 12, 13, 16
15 и 17 также сохраняет свое направление, а ток этих обмоток замыкается по двум контурам, а именно: ток обмоток 12 и 13 — через тормозной контакт 26, реостаты 18 и 27, ток обмоток 16 и 17 — через тот же контакт 26
20 и реостаты 22 и 28. Тормозную силу поезда регулируют изменением тока возбуждения, регулируя угол включения тиристоров, и переключением секций реостатов 27 и 28.
При определенных условиях из схемы мо25 гуг быть исключены линейные контакты 20 и
21. При этом нагрузку отключают контакторами 8 — 10, вместо которых можно использовать противо-параллельно включенные тиристоры, и уже имеющимися противо-параллель30 но соединенными тиристорами. Мокино также исключить контакты 31 и 32. При этом тяговый ток будет постоянно протекать через диоды 29 и 30, вследствие чего возрастут потери, но процесс перехода в тормозной ре35
Наконец, при наличии быстродействующей системы регулирования тиристоров можно исключить из схемы реостаты 22 и 23, а также шунтирующие их контакты 24 и 25. Нр» этом
40 получается наиболее простая схема.
Предмет изобретения
Устройство для регулирования скорости электропоезда однофазно-постоянного тока
45 при пуске и реостатном торможении по авт. св. М 331633, отлача ощееея тем, что, с целью обеспечения бездугового перехода в тормозной режим, оно снабжено диодом, зашунтированным контактами тиристорного переключа50 теля, включенным в каждой из параллельных групп тяговых двигателей между их якорными обмотками и контактом линейного коитактора.
403590 око 50гц
Составитель В. Попова
Текред Л. Богданова
Редактор О. Степина
Корректор Е. Зимина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 561/16 Изд. М 182 Тираж 632 Подписное
11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, К-35, Раушская наб,, д. 4, 5


