Патент ссср 403589
т
4оз 4
ОЛИ САН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сбюз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. св1:-детельства ¹â€”
Заявлено 1?.U.1971 (№ 1660618/24-7) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет
Опубликовано 26.Х.1973. Бюллетень ¹ 43
Дата опубликования описания 14.111.1974
М Кл, В 60I 15/20
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий
УДК 621.337.1 (088.8) Авторы изобретения
А. И. Хоменко, Г. Г. Рябцев и В. П. Касаткин
Заявитель
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЪСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТЯГОВЪ|Х ДВИГАТЕЛЕЙ
Изобретение относится к бесконтактным системам управления электроподвижным составом.
Известное устройство для импульсного регулирования тяговых двигателей содержит сравнивающий триод, вход которого соединен с источником опорного напряжения через резистор и с нагрузочным резистором датчика тока тяговых двигателей через R — С фильтр и диод. Выход сравнивающего триода соединен с блоком управления тиристорным регулятором, который осуществляет импульсное регулирование тяговых двигателей.
Однако в таком устройстве уровень опорного напряжения, задающего уставку тока тяговых двигателей, сохраняется неизменным в течение всего процесса регулирования за исключением моментов возникновения буксования, юза или вмешательства системы автоведения, когда уровень опорного напряжения изменяется ступенями с помощью контактов реле. Это приводит к возникновению скачков тока тяговых двигателей от его текущего значения до уровня уставки при переключении их в режимы ослабления поля при пуске и регулирования сопротивления при торможении после длительной работы двигателей на автоматической характсристикс с полным полем. Аналогичные скачки тока возникают и в момент резкого изменения напряжения контактной сети прп пуске тяговых двигателей на автоматической характеристике с ослабленным полем. Скачки тока могут вызвать круговой огонь II3 коллекторах тяговыx дви5 гателей.
В предлагаемом устройстве база сравнивающего триода дополнительно соединена через два последовательно включенных резистора и диод с пагрузочным резистором датчика тока
10 тяговых двигателей, а эмиттер — через конденсатор с точкой соедипени11 между собой дополнительных резисторов. Кроме того, параллельно источнику опорного напряжения включен нотенциометр, ползунок которого че15 рез диод в непроводящем направлении соединен с общей точкой дополнительных резисторов.
Это позволяет изменять уставку тока тяговых двигателей в соответствии с его текущим
20 значением, в результате чего в моменты переключения двигателей в режимы ослаблеш1я поля при тяге нли регулирования сопротивления при торможении, нли резкого изменения напряжения в контактной сети скачки тока
25 тяговых двигателей ограничиваются допустимой заданной величиной.
На чертеже изображена схема описываемого устройства. Вход сравнивающего элемента, содержащего триод 1, диод 2 и резис30 тор 3, соединен через резистор 4 с псточнпком опорного напряжения 5, а через резистор 6, конденсатор 7 и диод 8 — с нагрузочным резистором 9 датчика тока 10. Диод 8 включен катодом к резистору 9. База сравнивающего триода 1 дополнительно соединена с резистором 9 через два последовательно включенных резистора 11, 12 и. диод 13, включенный анодом к резистору 9, а эмиттер — через конденсатор 14 с общей точкой резисторов 11 и 12, Параллельно источнику опорного напряжения 5 включен потенциометр 15, ползунок которого через диод 16, включенный катодом к ползунку, соединен с общей точкой резисторов 11 и 12. Параметры описанной схемы выбраны таким образом, что сопротивление резистора 6 равно сумме сопротивлений резисторов 11 и 12; сопротивление резистора 4 на порядок выше сопротивления резис. тора 11, емкость конденсатора 14 на порядок больше емкости конденсатора 7.
Работает устройство следующим образом.
В начальный момент пуска или торможения ток в цепи тяговых двигателей и, следовательно, напряжение на нагрузочном резисторе 9 датчика, тока 10 отсутствуют. Поэтому на сравнивающий триод 1 действует только ток Л1 от источника опорного напря>кения 5, задающий минимальную уставку тока в цепи тяговых двигателей. При появлении тока в цепи двигателей на резисторе 9 появляется переменное напряжение, которое по цепи 6 — 8 действует на триод 1 в отпирающем направлении, а по цепи 11 — 12 — 13 — в запирающем. Так как параметры схемы выбраны такими, что уровень запирающего тока 1,;,—
+ Л1 (ток уставки) выше отпирающего 1;„, (ток двигателей) и постоянная времени цепи
11 — 12 — 14 на порядок выше, чем цепи 6 — 7, то система регулирования осуществляет плавное увеличение тока двигателей по закону, определяемому постоянной времени цепи 11—
12 — 14. В момент достижения напряжением на конденсаторе 14 уровня, который определяется положением ползунка потенциометра
15 диод 16 открывается и ограничивает н 1пряжение на конденсаторе 14. В результате этого дальнейший рост тока 1„„„, действующего на триод 1 в запирающем направлении
5 и задающего уставку тока тяговых двигателей, прекращается. При выходе двигателей на автоматическую характеристику ток их начинает уменьшаться и напряжение на резисторе 9 тоже уменьшается. Диод 16 при этом
10 запирается, и напряжение на конденсаторе 14 и ток 1,-„следуют за изменением напряжения на резисторе 9.
Таким образом, в данном устройстве обеспечивается плавное изменение уровня, зада15 ющего уставку, в соответствии с текущим значением тока тяговых двигателей.
Предмет изобретения
20 1. Устройство для импульсного регулирования тяговых двигателей, содержащее элемент сравнения в виде триода, вход которого соединен через резистор с источником опорного напряжения и с нагрузочным резисто25 ром датчика тока тяговых двигателей через
RC — фильтр и диод, включенный катодом к нагрузочному резистору, отличающееся тем, что, с целью плавного изменения задаваемой уставки в соответствии с текущим значением
30 тока тяговых двигателей, оно снабжено цепочкой из двух последовательно соединенных дополнительных резисторов и диода, включенного анодом к разгрузочному резистору, а резистором — к базе триода, и конденсато35 ром, включенным между эмиттером триода и точкой соединения дополнительных резисторов.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью ограничения уставки на задан40 ном уровне, параллельно источнику опорного напряжения включен потепциометр, ползунок которого через диод в непроводящем направлении соединен с общей точкой дополHèòåëьных резисторов.
403589
Составитель В. Попова
Техред Л. Богданова
Редактор А. Бер
Корректор Е. Зимина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 561/15 Изд. № 182 Тираж 632 Подписное
LIHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретешш и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


