Патент ссср 402681
° : -и) -1 !с. май??Л
40268l
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от ll?.T. свидетельства № 325404
Заявлено 25.Х.1971 (№ 1708696 24-6) с присоединением заявки ¹â€”
Приоритет—
Опубликовано 19.Х.1973. Бюллетень № 42
Дата опубликования описания 2Л 11.1974.
М.Кл. F ОЗЬ 3!12
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР аа делам иэаоретений н открытий
УДК 621 224-253. .5 (088.8) В. Н. Саввин, Н. H Робук, С. И. Герман, Ю. H. Мишев, Л. И. Фридман, В. В. Ольховский, А. А. Меловцов, Е. М. Петрова, Б. А. Гершензон, В. Л. Шмугляков, В. К. Рубцов и С. Я. Дубков
Авто()ы изобf)c 1 н?1я
Заявитель
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РАДИАЛЬНО-ОСЕВОИ ГИДРОМАШИНЬ1!
20
Изобретение относится к гидромашиностро IIH1o и может быть использовано в гидравли lee«IIx турбинах.
По основному авт. св. № 325404 известно рабочее колесо радиально-осевых гидромашин, например турбин, содержащие лопасти с хвостовиками, закрепленными в пазах верхнего и нижнего ободов с профилироваш?ыми галтельными переходами от лопасти к ободам, вь|полиенным заодно с лопастью, В таких «олесах
;востовики лопасти по длине соответствуют линии сопряжения лопасти с верхним и нижни.l ободами и завариваются швом «в паз».
Недостатком известного устройства явлл< тся большой oR ем наплавлеипого металла.
С целью улучшения технологии изготовления рабочего колеса при сохранении высокой надежности и точности геометрии проточной части в предлагаемом устройстве длина хвостовика лопастей, выполненных заодно с профилированными галтелями, имеет протяженность меньшую, чем полная длина линии сопряжения лопастей с ободами в соответствии с соотношением: для верхнего обода
l = (0,6 — 0,4) У.;
ll = (0,2 — 0,3) L;
4 = (0,2 — 0,3) L; для нижнего обода ! = (06 — 04)L
2 ! 1 — — (0,2 — 0 3) L, Р— — (0,2 — - 0,3) I. а лопасть»a учас ках, где !I@I хвостовиков, соединена с ободом при помощи сварки швом «Н тавр» с радиусом галтельного перехода от лопасти к обод1
r = (0,35 — 0,5) 6, где L — длина линии сопряжен!ив лопасти с I3! рхни)1 ободом; ! — длина линии сопряжеllия лопасти с нижним об)одом; ! И вЂ” Д 1 I I I I 3 Х В О С Г О В И К 1 Д 1 Я 13 (() Х Н Е г i )
И 1)И?КНЕГО ОООДОВ; !! и /, — расстояние от входной кромки лопасти до начала хвостовика для верхнего и нижнего ооодов;
l и -- расстояние от концов хвостовика до выходной кромки лопасти для верхнего и нижнего ободов; б — — наибольшая толщина лопасти на участках швов «в тавр».
На фиг, показано мерндиоиальиое сечение сварно-литого радиально-осевого рабочего
2 колеса с указанием длины линий сопряжения лопастей с ободом и ступицей, а также расположение участков сварки «в тавр» и «в паз»; на фиг. 2 — поперечное сечение участков шва
«в паз»; на фиг. 3 -- поперечное сечение участз0 ков шва «в тавр».
Поскольку надежность соединения наилучшим образом обеспечивается при выполнении швов «в паз» (в особенности с литыми галтельными перехода:, и), хвостовики, а значит и па-:ы в ободах, следует выполнить прежде всего на тех участка :. линии стыковки лопасти с ободом и ступицей, которые характеризуются высоким уровнем напряжения и наименее доступны для осмотра и ремонта шва.
Наибольшие напряжения от гидродинамической нагрузки возникают в зоне входной кромки лопасти и в средней части линии сопряжения ее с ободами.
В то же время средняя часть линии сопряжения является наименее доступной для выполнения шва «в тавр», а также для осмотра состояния шва и ремонта в случае необходимости
В данной конструкции сварные соединения лопасти с ободами «в паз» с расширенными хвостовиками и профилированными галтелями располагаются лишь в средней части линии сопряжения лопасти с ободами в соответствии с предложенными соотношениями.
Предмет изобретения
Рабочее колесо радиально-осевой гидромашины, например турбины, по авт. св. М 325404, отличающееся тем, что, с целью улучшения технологии изготовления рабочего колеса, длина хвостовиков лопастей, выполненных .. „чн ) 40268
4 с профилированными галтелями, имеет протя. женность меньшую, чем полная длина линии сопряжения лопастей с ободами в соответствии с соотношением:
5 для верхнего обода
1 = (0,6 — 0,4)L;
11 = (0,2 — 0,.3)L; ! р — — (0,2 — — 0,3) L; для нижнего обода ! = (0,6 — 0,4) L ;
1 — — (0,2 — 0,3) 1, 1 q = (0,2 — 0,3)L, а лопасть, на участках, где нет хвостовиков со15 единена с ободом при помощи сварки швом
«в тавр» с радиусом галтельного перехода от лопасти к ободу
r = (0,35 — 0,5) 6, где L — длина линии сопряжения лопасти с верхним ободом;
L — длина линии сопряжения лопасти с нижним ободом;
1 и 1 — длина хвостовика для верхнего и нижнего ободов;
1 и 1 i — расстояние от входной кромки лопасти до начала хвостовика для верхнего и нижнего ободов;
1 и 1 — расстояние от конца хвостовнка до выходной кромки лопасти для
ЗО верхнего и нижнего ободов;
6 — наибольшая толщина лопасти на участках швов «в тавр».
402681 соотг.1
Составитель Т. Довгели
Техред Г. Васильева
Корректор Л. Орлова
Редактор T. Морозова
Заказ 1228
Загорская типография
Изд. № 1064 Тираж 551 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5


