Амортизатор колебаний бурильной колонны
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советския
Зоциалистических
Республик
Зависимое or авт. свидетельства ¹ -—
Заявлено 03.11!.197) (¹ 1629893/22-3) с присоединением заявки ¹â€”
Приоритет—
Опубликовано 23.V.1973. Бюллетень ¹ 23
Ч. Кл. E 21Ь 17/06
Комитет по делам оеобретсиий и открытий ори Совете йсиииeтрос
СССР
УД К 622.243.5.05 (088.8) Дата опубликования описания 02.Х.1973
Авторы изобретения
П. И. Огородников, В. Г. Борецкий, Г. Н. Огородникова и М. Ф. Рожнов
Заявитель
Ивано-Франковский институт нефти и газа
АМОРТИЗАТОР КОЛЕБАНИЙ БУРИЛЬНОЙ КОЛОН Н Ы
Предмет изобретения
Изобретение относится к устройствам для бурения скважин, а именно к амортизаторам бурильной колонны.
Известны наддолотные амортизаторы, в которых ведомая и ведущая части соединены подвижным соединением и взаимодействуют между собой через упругий элемент.
Предлагаемый амортизатор отличается от известных тем, что ствол и втулка выполнены с винтовыми нарезками, взаимодействующими между собой, при этом втулка играет роль демпфера.
Такое конструктивное выполнение амортизатора позволит повысить его эффективность.
На чертежс изображен предлагаемый амортизатор.
Внутри корпуса, состоящего из переводников 7 и 2, цилиндрического кожуха 8, размещен полый ствол 4, имеющий по наружной поверхности винтообразные канавки с большим углом подъема. На ствол надета массивная ы улка — демпфер 5, на внутренней поверхности которой расположены по винтовой линии штифты б, входящие в канавки ствола.
Ствол и втулка — демпфер представляют собой винтовую пару. Втулка 5 насажена на ствол 4 по отношению к переводникам корпуса с зазором. На торцах втулка имеет буферные прокладки 7. Корпус заканчивается переводником 8. Амортизатор колебаний бурильной колонны устанавливается над долотом или при необходимости в любом другом месте компоновки.
Амортизатор работает следующим образом.
При колебаниях долота и связанного с ним корпуса амортизатора втулка-демпфер 5, с массой меньшей массы корпуса, перемещаясь вдоль ствола 4, периодически ударяет в торцы переводнпков корпуса 2 и 8, приводя его в cnoip койное состояние.
При заданном зазоре между переводником
2 корпуса и втулкой-демпфером 5 происходит самонастройка амортизатора на частоту вибрирующего долота, что выгодно отличает его бЬ от амортизаторов с упругими элементами.
Осевой зазор между втулкой-демпфером 5 и торцом переводника 2 выбирается так, чтобы за один период колебаний корпуса амортизатора имело место не менее двух противофазных
2С колебаний /соударений/ втулки 5, чем и достигается эффект гашения. Буферные прокладки на торцах втулки 5 защищают корпус от повреждения.
Винтообразное сочленение втулки-демпфе25 ра, как ударной массы, со стволом корпуса одновременно повышает эффективность амортизатора и при крутильных колебаниях колонны, аналогично продольным.
382804!
Со,"., ". .тель . OroItoãèîãа
Редактор Л. Лаврова Те. :ре-, Т, 1;урал<о 1 оррскторь А. Дзссова и Е, Сапунова
1П (йлтт Iio:: "етл .;: ": ":, .,;.-- ..:, . o;.t-ьп .и .-; .. Co::oro,"\:, :itioтоов CCCP
Лмортизатор колебаний бурильной колонны, содержащий корпус, ствол и размещенный на стволе демпфер, выполненный в виде втулки, отли tQfoLL(Mйся тем, что, с целью повыше1
t ния эффективности амортизатора, ствол и втулка выполнены с винтовыми нарезками, взаимодействующими между собой.

