Колесо-якорь для измерения скорости наземных самоходных машин
Сова Саеетских
Социалистическик
Республик
373619
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства X"-Заявлено 25.11.1971 (№ 1626587/18-10) с ирисo(динснием заявки Хо
П р пор итет--Опубликовано 12.111.1973. Бюллетень ¹ 14
Дата опубликования описания ЗЛ 111.!973
М.Кл. 6 01р 1(00
Ci 01р 3/02
Ci 01р 1!/00
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 531.767:629.1.053. .2:629.12.015.64 (088.8) Авторы изобретения
С. А. Литинский, В. В. Хрипин и М. Л. Шит
Заявитель
КОЛЕСО-ЯКОРЬ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОС1И
НАЗЕМНЫХ САМОХОДНЫХ МАШИН
Изобретение относится к технике измерения скорости движения наземных самоходных машин, например тракторов, особенно при движении их на сыпучих грунтах.
Известно колесо-якорь, предназначенное для этой цели, содержащее якорь в виде диска, перемещающегося по поверхности дни>кения с помощью продольной тяги, связанной с установленным на самоходной машине воспринимающим элементом и импульсным приводом, которьш периодически останавливает якорь или придает ему скорость, превышающую скорость движения машины, Однако при движении на склоне из-за изгиба тяги возн1и«пот ошибки и, кроме того, из-за большого пути торможения дисков замеры нельзя производить часто.
Для сокращения пути тормо>кения якоря, исключения сползания якоря на склоне и предохранения от поломок при поворотах самоходной машины ось вращения предлагаемого колеса-якоря установлена таким образом, что се проекция на плоскость движения параллелbHà проекции продольной оси cèììåòðllè машины на эту же плоскость.
Кроме того, ось вращения колеса-якоря непосредственно соединена через плоский шарнир с жесткой продольной тягой воспринимающего элемента, что исключает влияние уклона местности на точность измерения.
На чертеже показана схема описываемого колеса-якоря, содержащего обод 1 с ребордой 2, подшипник > на оси 4 вращения, которая связана с плоским шарниром б, установ5 ленным иа продольной тяге б с металлическим флажком 7.
Проекция î ll 1 на плоскость движения параллельна проекции продольной оси симметрии самоходной машины иа ту же плоскость, 10 «то обеспечивается надлежащим размещением иаправлякгщlix 8 и 9, по которым тяга б совершает возвратно-поступательное движение.
Плоскость обода 1 составляет с плоскол ью движения угол, которьш равен, например, 15 90 и устанавливается в зависимости от «ачесгва сцепления поверхности движения.
На шарнире б имеется пружина 10, «оторая прижимает колесо-якорь и поверхности движения, и упор 11, ограничивающий поворот оси
20 колеся при переводе его в транспортное поло>кшшс с помощью троса 12 и лебедки 18.
Импульсный привод И механиче.ки взаимодействует с тягой б и периодически разобщает25 ся с нею.
Воспринимающий элемент 15 взаимодействует с тягой б. Он содержит электрическую схему измерения скорости движения, вступающую в действие в те моменты, когда импуль30 иый привод 14 разоощен с тягой, и она дви373619
Составитель Г. Ющенко
Гедактор С. Хейфиц Tcxpcд Л. Богданова Корректоры Г. Запорожец и Е. Иихеева
3 Ii(as 25!6 !1зд. М !279 Гпр<)ж ()() Ио;(ппспо
Ц1!ИИП!! Iioxi)lie(a по делао! ((Вобретен)))! и огкрытп!! I!pl! Совете ))Ь(н(гстроз СССР
1Чоокоа, >К-35, Ряушокая Вб., д. 4,5
О(!. I. Tiiil. Кос) ро))скОГО ):! Ip
Колесо-якорь работает следующим образом.
При движении самоходной машины обод 1 с ребордой скользят по поверхности, прижимаясь к ней пружиной 10 и копируя микрорельеф благодаря шарниру 5.
Благодаря воздействию импульсного привода 14 тяга 6 передвигается в направлении, противоположном показанному стрелкой А, и поэтому колесо-якорь приобретает скорость, превышающую скорость движения машины.
После разобщения импульсного привода с тягой 6 последняя движется по стрелке А под действием останавливающегося колеса-якоря.
Воспринима1ощий элемент 15 измеряет скорость движения тяги б в тот момент времени, когда колесо-якорь полностью остановилось, пройдя тормозной путь, который существенно меньше хода тяги 6.
Скорость вновь замеряют после передвижения тяги 6 в исходное положение импульсным приводом.
Возможность вращения колеса вокруг оси 4 предохраняет данную ось и остальные узлы от поломки при резком пзмепешш направления движения самоходной машины.
Вместе с тем благодаря реборде 2 колесоякорь врезается в рыхлую поверхность, чем
5 сокращается его путь торможения перед началом замера.
Жесткость оси 4 исключает погрешности измерения на склоне. Колесо-якорь пракгически без пробуксовки сцепляется с почвой, обеспеI0 чивая измерение скорости относительно неподвижной точки.
Предмет нзо брете ц
Колесо-якорь для измерения скорости назем15 ных самоходных машин, содержащее колесо с подшипником, продольную тягу с импульсным приводом и воспринимающим элементом, отличагощееся тем, что, с целью сокращения пути торможения якоря, исключения сполза20 ния якоря на склоне и предохранен.(я от поломок при поворотах самоходной х!аш!и!ы, ось вращения колеса-якоря соединена через плоский шарнир с продольной тягой и установлена так, что ее проекция па плоскость движения
25 параллельна проекции продольной осll (имметрии машины па эту же плоскость.

