Патент ссср 358260
ОП И СAÍИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
358260
CoIos Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
М. Кл. В 66cI 5/14
Заявлено 28.1Х.1970 (№ 1480635/27-11) с присоединением заявки №
П р и оритет
Опубликовано ОЗ.Х1.1972. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания I З.XI I.1972
Комитет по делам иаобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.863(088,8) Авторы изобретения А. П. Батанов и Г. А. Богатырев
Заявитель Волжско-Камский научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт водного лесотранспорта
ТОРМОЗ
Предмет изобретения
Известен тормоз, включающий вал с правой и левой винтовыми нарезками, на которых подвижно установлены шестерни с прижимными дисками, и храповик.
С целью уменьшения усилия при растормаживании и обеспечения автоматического равномерного прижатия шестерен с прижимными дисками к храповику он установлен на валу тормоза с возможностью поворота и осевого перемещения.
На фиг. 1 изображен описываемый тормоз, общий вид, разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.
На валу 1 тормоза на винтовых нарезках с правой и левой резьбой установлены шестерни 2 и 8 с прижимными дисками. Между шестернями расположен свободно насаженный на гладкую часть вала храповик 4 с собачкой 5. Для передачи вращения от шестерен 2 и 8 к барабану лебедки предусмотрен блок шестерен б. При остановке вращения вала 1, или при скорости вращения шестерен
2 и 8 под действием грузового момента, превышающей собственные его обороты, шестерни проходят во вращательно-поступательное движение по винтовой нарезке вала 1, зажимают храповик 4, который удерживается собачкой 5 и тормоз замыкается, так как вал 1 непосредственно связан с двигателем и в данный момент времени не вращается, или вращается с меньшей скоростью. Чтобы растормозить тормоз, нужно вращать вал в направлении действия грузового момента. В этом случае шестерни 2 и 8 неподвижны, а вращающийся вал 1 своими винтовыми нарезками разводит их, освобождая храповое колесо, не вызывая при этом относительного вращения между шестернями и храповым колесом, а следовательно дополнительного мо10 мента для размыкания тормоза. Под действием грузового момента происходит процесс стравливания, скорость которого регулируется скоростью вращения вала 1. Он длится до тех пор, пока вращается вал 1 от двигателя.
15 При остановке двигателя тормоз под действием грузового момента замыкается, процесс стравливания прекр ащается.
Тормоз, включающий вал с правой и левой винтовыми нарезками, на которых подвижно установлены шестерни с прижимными дисками, и храповик, отличаюи1ийся тем, что, с
25 целью уменьшения усилия при растормаживании и обеспечения автоматического равномерного прижатия шестерен с прижимными дисками к храповику, он установлен на валу тормоза с возможностью поворота и. осевого
30 перемещения.
4 3
Фиг. 2
Составитель В. Грицай
Техред А. Камышникова
Редактор Е. Левина
Корректор Е. Талалаева
Заказ 3961/12 Изд. № 1675 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2

