Еиблиотенд [
О П И С А Н И Е 349826
ИЗОБРЕТ Ен ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскиз
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 051.1971 (№ 1607284.25-27) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 04.1Х.1972. Бюллетень ¹ 26
Дата опубликования описания I I.IX.1972
М. 1хл. Г 16d 43/02
Комитет по делам кзооретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.825.5(088.8) Авторы изобретения
Л. H. Негодяев и И. Н. Мелехов
Заявитель
ПРЕДОХРАНИТЕЛЪНАЯ МУФТА
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, в часгности, при аварийном расцеплении вала гснератора и коробки скоростей авиадвигателя.
Известна предохранительная муфта, содержащая ведущий вал, который имеет возможность осевого перемещения и связан при помощи шлицов с приводным агрегатом, а посредством винтового перемещения с ведомой втулкой, с зубом па поверхности. Кроме того, муф- 10 та имеет отключающее устройство.
Недостатком известной муфты является невозможность периодического контроля ее на срабатывание и, следовательно, невысокая наде ж иост ь. 15
В предлагаемой муфте этот недостаток устраняется, так как отключающее устройсгво выполнено в виде закрепленного на торце корпуса кольца с тремя отверстиями, в которые входят три пальца, закрепленные на подпружи- 20 ненной траверсе. Кроме того, устройство содержит электромагнит с якорем, имеющим полку, размещенную в зазоре, образованном ведомой втулкой и пазом кольца, причем па свободных концах боковых пальцев и моются 25 выемки, взаимодействующие с зубом втулки, а центральный палец, входящий одним концом в радиальное отверстие, выполненное в полке якоря, другим концом шарнирно связан с рычагом, взаимодействующим с подпружи- ЗО пенным стержнем, который служит для возврата траверсы в исходное положение при ввпнчпвапии ведущего вала во втулку и воздействии последнего на скошенный наконечник, которым снабжен стержень, установленный в корпусе радиально.
На фиг. 1 изображен продольный разрез муфты; па фиг. 2 — сечение по Л вЂ” Л на фпг. 1 (муфта в момент расцеплсния валов); на фпг. 3 — продольный разрез муфты после расцепленпя; на фпг. 4 — сечение по Б — Б на фпг. 3 (муфта в рабочем состоянии), Муфта состоит нз корпуса 1, ведущего вала 2, связанного шлицами с приводным агрегатом 8, а винтовым соединением — с ведомой втулкой 4, имеющей зуб 5. В корпусе 1 установлен электромагнит 6 с подпружиненным якорем 7. Якорь имеет полку 8 с отверстием, размещенную в пазу кольца 9, которое закреплено на корпусе l. В кольце 9 выполнены три отверстия, в которых установлены центральный палец 10 и боковые пальцы 11 с выемками 12 на свободных концах, Пальцы
10 и 11 закреплены на траверсе 13, подпружиненной к корпусу 1 пружинами 14. Центральный палец 10 закреплен на траверсе посредством оси 15, на которую надет конец рычага
16, закрепленного другим концом 17 на корпусе 1. На конец рычага с осью 15 воздействует стержень 18, подпружиненный пружиной 19.
349826
Стержень 18 имеет скошенный наконечник 20.
Ведомая втулка 4 ограничена от осевого перемещения сегментами 21. Снаружи корпус закрыт крышкой 22.
При нормальной работе генератора напряжение на катушке возбуждения электромагнита отсутствует, и муфта не срабатывает.
При разрушении хотя бы одного подшипника генератора включается специальный сигнализатор, вследствие чего на катушку электромагнита б подается напряжение и якорь 7, иреодолевая усилие пружин, перемещается.
Отверстие полки 8 совмещается с отверстиеч кольца 9, при этом под действием пружин 14 пальцы 10 и 11 опускаются па толщину полки
8 так, что выемки 12 оказываются в зазоре между кольцом 9 и втулкой 4. Против направления вращения вала 8 втулка 4 стопорится, а по направлению вращения вала свободно проскальзывает.
Вал 2 генератопа. продолжая вращаться, Ввинчивается Во. Втулку 4, поднимает скошенный наконечник 20, который, в свою очередь, через стержень 18. поднимает рычаг 1б соответственно через ось. 15, траверсу 18 с пальцами.10 и 11 в исходное расторможенное положение и вал 2 выходит из зацепления с приводным агрегатом 8. После снятия крышки 22 вал 2 комбинированным ключом через паз во втулке 4 возращается в исходное положение.
Муфта готова к дальнейшему использованию, что позволяет осуществлять периодический контроль работы устройства Ira срабатывание в процессе, срока службы генератора без
30 разборки генератора и восстановления деталей расцепляющего устройства.
Предмет изобретения
Предохранительная муфта, содержащая ведущий вал, имеющий возможность осевого перемещения, связанный посредством шлицов с заключе: ным в корпусе приводным агрегатом и посредством винтового соединения — с ведомой втулкой с зубом на наружной цилиндрической поверхности, и отключающее устройство, отлича ощаяся теч, что, с целью повышения надежности муфты, отключающее yñòðoéство выполнено в виде закрепленного в корпусе коицентрично ведомой втулке кольца с одним радиальным и двумя параллельными ему отверстиями, подпружиненной траверсы с закрепленными на ней тремя пальцами: центральным и боковыми, входящими в упомянутые отверстия кольца, и электромагнита с якорем, имеющим полку, ра смещенную над ведомой втулкой в пазу, предусмотренном на внутренней поверхности кольца, причеч боковые пальцы имеют иа свободных концах выемки, взаимодействующие с зубом втулки и ограничивающие ес вращение, а центральный палец, входящий одним гонцом в радиальное отвсрстие, выполненное в полке якоря, другим концом шарнирно связан с рычагом, взаимодействующим с радиально установленными в корпусе для возврата траверсы в исходное положение подпружиненным стержнем со скошенным наконечником, взаимодействующим с ведущим валом.
349826
Составитель М. Крючков
Редактор В. Зивтынь Техред Л. Богданова Корректор Е. Исакова
Заказ 2892/9 Изд. № 1246 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комигета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



