Способ измерения осевого усилия на вращающемся валуйснсоюзг<а?« ins75:2|t;iri v.:vir:r:-^••:"5т' ml& nits'j'^ikl/vj'r '-: ^••^••;библиот-^-хл i
О П И С А Н И Е 346609
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Заявлено 14.У1 1969 (№ 1337723!25-28) М. Кл. б 0111/08 с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 28Х11.1972. Бюллетень ¹ 23
Дата опубликования описания 22Х111.1972
Комитет ао делам изобретений и открытий ори Совете т1инистрав псСР
УД1(531.781(088.8) Авторы изобретения M С. Черненко, М. P. Лейдерваргер, А. А. Мотров и А. И. Шурыгин
Заявитель
Гд7ЬБ,- .д- „I...-.-- ".-,Ф
Б ( за t, ".т:,, i лз
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ
НА ВРАЩАЮЩЕМСЯ ВАЛУ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при измерении осевого усилия на вращающемся валу в различного рода механизмах, агрегатах и машинах.
Известен способ измерения осевого усилия на вращающемся валу с одновременной регистрацией момента трения, включающий приложение к датчику момента трения компенсирующей силы, по величине которой определяют осевое усилие.
Предлагаемый способ измерения от:шчается от известного тем, что к датчику момента трения одновременно с компенсирующей силой прикладывают знакопеременпый момент трения, вызываемый разностью компенсирующей силы и осевого усилия, и определяют их равенство по минимуму амплитуды сигнала датчика момента трения.
Такой способ позволяет повысить точность измерения.
На чертеже изображено устройство, поясняющее предлагаемый способ.
Вал 1 на подшипниках 2 и 3 монтируется в вободно качающемся стакане 4, устаповл-. пном в подшипниках 5 и б. Между подшппн:iками б и 7 установлен стакан 8. На корпусе 9 закреплен электродвигатель 10 с эксцснто.iком 11, приукимаемым к стакану 8 рычагом 12 и пружиной 13. С корпусом 9 соединен цилиндр 14 с поршнем 15, жестко связанным со стаканом 4. В корпусе 9 размещен датчик 1б момента трения, взаимодействующий с одной
5 из опор стакана 4.
При вращении вала 1 момент трения в подшипниках 2 и 3 увлекает за собой стакан 8.
Усилие, воспринимаемое датчиком 1б, преобразуется в сигнал, пропорциональный мо10 менту трения.
Прп постояшгом числе оборотов и отсутствии осевой нагрузки сигнал с датчика будет равен какой-то постоянной величине.
Появившаяся осевая нагрузка восприни15 мается подшипниками 2 и 3 и передается через свободнокачающийся стакан 4, подшипники 5 — 7 на корпус 9.
Так как подшпгшик 5 плавающий, то осевая сила полностью воспринимается подшипни2и ком 6, который наклпнивается и заклинивает стакан 4.
Чтобы полностью освободить стакан 4 от заклинивания, необходимо к подшипнику б приложить уравновешивающую силу, равную
25 по величине осевой силе, действующей на валу.
Для этого в один из штуцсров цилиндра 14 подают воздуx под давлением. Под действием воздуха поршень 15, жестко связанный со ста30 каном 4 расклпппвает последний.
346609
Предмет изобретения
А-А
Вид b
Составитель А. Босой
Корректор Е. Исакова
Текред Л. Богданова
Редактор В. Новоселова
Заказ 2486/3 Изд. № 1067 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Я(-35, Раугнская наб., д. 4/5
Типография, нр. Сапунова, 2
Равенство компенсирующей и приложенной сил определяют включением электродвигателя
10, который через рычаг 12 и стакан 8 покачивает наружную обойму подшипника б в ту и другую стороны. При отсутствии равновесия между действующей силой и компенсирующей стакан 4 нагружается, то разгружается знакопеременным моментом, вызванным разностью этих сил. Сигнал с датчика 1б в замки будет иметь вид знакопеременной кривой. Как только действующая и компенсирующая силы на подшипнике б уравновесятся, характер записи переходит в прямую линию, а ее уровень соответствует только величине момента трения рабочих подшипников 2 и 8.
Измеряя силу, действующую на поршень 15, определяют величину осевой нагрузки.
Способ измерения осевого усилия на вращающемся валу с одновременной регистрацией
5 момента трения, включающий приложение к датчику момента трения компенсирующей силы, по величине которой определяют осевое усилие, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерений, к датчику мо10 мента трения одновременно с компенсирующей силой прикладывают знакопеременный момент трения, вызываемый разностью компенсирующей силы и осевого усилия, и определяют их равенство по минимуму амплитуды сигнала
15 датчика момента трения.

