Механизм управления бортовыми тормозами транспортного средства
О П И (: А Н И Е 345660
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К ПАТЕНТУ
Зависимый от патента №
М, Кл. В 601 11л08
В 62d 11/08
Заявлено 09.Ч11.1969 (№ 1346544/27-11) Приоритет 20.Ч11.1968, № 34709 68, Великобритания
Опубликовано 14 Ч11.1972. Бюллетень № 22
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 629.113-597.5 (088.8) Дата опубликования описания 23.Ч111.1972
Автор изобретения
Иностранец
Стэнли Уолкер (Великобритания) Иностранная фирма
«Гирлинг Лимитед» (Великобритания) Заявитель
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ БОРТОВЫМИ ТОРМОЗАМИ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тракторостроению, а более конкретно — к механизмам управления бортовыми тормозами транспортных средств, например сельскохозяйственных тракторов.
Известны механизмы управления бортовыми тормозами транспортного средства, содержащие свободно установленную на оси тормозную педаль и расположенные на оси по обе стороны от педали рычаги привода бортовых тормозов, снабженные кулачковыми поверхностями, блокирующее устройство для совместной или раздельной блокировки педали с указанными рычагами и механизм принудительного управления блокирующим устройством, содержащий рукоятку управления и фиксирующие элементы.
Однако в таких механизмах недостаточно надежны их блокирующие элементы и неравномерно распределяются усилия между рычагами привода бортовых тормозов.
Целью изобретения является создание механизма управления бортовыми тормозами, обладающего повышенной надежностью и обеспечивающего равномерность распределения усилий между рычагами.
Эта цель достигается тем, что блокирующее устройство предлагаемого механизма выполнено в виде плавающего подковообразного сухаря, взаимодействующего с кулачковыми по5 верхностями рычагов и расположенного в дуговой прорези ползуна, который, в свою очередь, взаимодействует с рукояткой управления и установлен в гнезде педали с возможностью перемещения параллельно ее оси. С целью
10 повышения к. п. д. ползун выполнен из материала с низким коэффициентом трения. Один из рычагов установлен на оси педали неподвижно, а другой — с возможностью углового перемещения относительно нее. Рукоятка
15 управления блокирующим устройством установлена на педали также с возможностью углового перемещения и снабжена фиксирующим выступом, входящим в прорези фиксирующей пластины педали.
20 На фиг. 1 изображена нижняя часть описываемого механизма, вид спереди; на фиг. 2 — вид механизма сбоку с частичным разрезом; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — механизм управления бло25 кирующим устройством, вид спереди; на фиг. 5 — разрез по Б — Б на фиг. 4; на фиг. 6 — ползун, вид т аксонометрии; на
345660
20 фиг. 7 — сухарь; на фиг, 8 — 10 — схемы взаимного расположения элементов механизма нри различных условиях работы.
Тормозная педаль 1 свободно установлена ня оси 2, которая смонтирована в подшипниках неподвижных кронштейнов рамы транси(?1?тного с1?едствя. Раз 1?сзняя втулка 8 зякрсплсна на конце оси 2 с одной стороны педали посредством шпонки 4 (см. фиг. 2) и стяжного болта 5. На другом конце оси жестко установлен радиальный рычаг (на черте>ке не показан), предназначенный для привода тормозов одного борта транспортного средства.
Втулка 8 может быть также непосредственно связана с этим рычагом. С другой стороны педали на оси свободно установлена ступица б рычага 7, предназначсшюго для соединения с тормозами другого борта транспортного средства. В нижней части педали имеется
-гнездо для ползуна 8, которое может перемещаться в этом гнсзде параллельно оси педали и удерживается в пем с помощью пластины 9, входящей в соответствующие пазы гнезда.
Ползун гредпочтительно изготовлять из мате1?ияля с низ1<им коэффициентом т1?ения, например из спекаемой меди, насыщенной политстрафторэтиленом.
В дугообразном пазу а ползуна свободно располо>кеп сухарь 10, концы которого взаимодействуют с кулачковыми поверхностями В, Г втулки 8 и ступицы б.
Ползун перемещается в гнезде с помощью пяльца 11, установленного в нижней части рукоятки упраглепия 12 и проходящего через отверстия б пластины 9. Осью вращения рукоятки является подпружиненный болт 18, установленный в кронштейне над гнездом педали.
11а рукоятке 12 предусмотрен стопорпый выступ в, который входит в одну из трех прорезей фиксатора 14, установленного на педали, и фиксирует рукоятку в заданном положении.
При необходимости перемещения рукоятки из
-одного положения в другое ее оттягивают, сжимая пру>кину болта 18 и выводя выступ в из зацепления с фиксатором, и перемещают в нужную позицию.
Управляют рукояткой вручную, хотя она может быть приспособлена и для ножного управления.
Когда выступ в входит в центральную прорезь фиксатора, ползун 8 находится в центральном поло>кении (см. фиг, 8), и концы подковообразного сухаря 10 одновременно взаимодействуют с поверхностями В, Г, вследствие чего работают тормоза обоих бортов. Если угловое перемещение приводных рычагов для приведения в действие тормозов обоих бортов
-неодинаково из-за различного износа тормозных поверхностей, разной упругости элемен25
ЗО
55 тов привода или из-за наличия зазоров в промежуточных звеньях, то сухарь 10 устанавливается в пазу ползуна так, что концы его остаются во взаимодействии с поверхностями
В, Г. В результате этого усилия в приводе тормозов противоположных бортов остаются одинаковыми.
Для приведения в действие тормозов, расположенных с правого борта транспортного средства, рукоятка перемещается вправо и фиксируется в правой прорези фиксатора, вследствие чего ползун перемещается в позицию, в которой сухарь 10 взаимодействует только с поверхностью В втулки 8 (см. фиг. 9)
Аналогично для приведения в действие тормозов, расположенных с левого борта, рукоятка перемсщается влево и фиксируется в левой прорези фиксатора, вследствие чего ползун перемещается в позицию, где сухарь взаимодействует только с поверхностью Г ступицы б рычага 7 (см. фиг. 10).
Предмет изобретения
1. Механизм управления бортовыми тормозами транспортного средства, содержащий свободно установленную на оси тормозную педаль и расположенные на оси по обе стороны от педали рычаги привода бортовых тормозов, снабженные кулачковыми поверхностями, блокирующее устройство для совместной или раздельной блокировки педали с указанными рычагами и механизм принудительного управления блокирующим устройством, содержащий рукоятку управления и фиксирующие элементы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и равномерного распределе11ия усилий между рычагами, блокирующее устройство выполнено в виде плавающего подковообразного сухаря, взаимодействующего с кулачковыми поверхностями рычагов и расположенного в дуговой прорези ползуна, взаимодействующего с рукояткой управления и установленного в гнезде педали с возможностью перемещения параллельно ее оси.
2. Механизм по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения к. п. д., ползун выполнен из материала с низким коэффициентом трения.
3. Механизм по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что один из рычагов установлен на оси педали неподвижно, а другой — с возможностью углового перемещения относительно нее.
4, Механизм по пп, 1 — 3, отличающийся тем, что рукоятка управления блокирующим устройством установлена на педали с возможностью углового перемещения и снабжена фиксирующим выступом, взаимодействующим с прорезями фиксирующей пластины педали.
345660
РагЗ
Фиг 8
Составитель Л. Глннер
Техред 3. Тараненко
Редактор В. Борисова
Корректор Т. Миронова
Заказ 2581/12 Изд. Л% 1100 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2





