Фрикционная пара трения
ОП ИCАНИЕ 34!989
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Респ лик
Зависимое от авт. свидетельства М
Заявлено 23.1Ч.1971 (X 1653416/25-27) M. Кл. F 160 69/00 с присоединением заявки М 1653417/25-27
Приоритет
Опубликовано 14.И.1972. Бюллетень Х 19
JiàTà опубликования описания 7 т/П.1972
Комитет по делам изобретений и открытий при Соеете Иииистраа
СССР
УДК 621-597(088.8) Авторы изобретения
Л. О. Вайсфельд, А. Л. Кемурджиан, И. И. Розенцвейг, В. О. Токарев, В. И. Егоров и С. В. Гуркало
Заявитель
ФРИКЦИОННАЯ ЛАРА ТРЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в вакуумной технике, в которой для обеспечения работоспособности тормозных устройств необходимо использовать фрикционную пару трения.
Известны различные тормозные устройства, в которых используются в качестве пары трения металл и пластмасса.
Для долговечности и надежности фрикционной пары трения применяются различные масла, которые увеличивают силы прижатия. Сухие передачи требучот небольшие силы нрижатия благодаря большему коэффициенту трения и меньшему проскальзыванию, поэтому сухие передачи более компактны.
Известные пары трения имеют ряд конструктивных и технологических недостатков при работе в условиях вакуума, а именно: обладают способностью схватываться или же не обладают стойкостью к тепловой усталости, которая может привести к разрушению материала из-за возникновения температурных напряжений в нем. Например, некоторые пластмассы даже в обычных условиях при больших температурах, получаемых при торможении по чугуну, начинают гореть и взаимодействовать с ним, что приводит к термическому схватыванию поверхностей трения, а это в свою очередь может вызвать заклинивание тормоза. Кроме того, при работе в условиях вакуума недостатком является также большой вес пары трения.
Цель изобретения — обеспечение надежной
5 работы фрикционной пары трения в условиях глубокого вакуума. ,В предлагаемой фрикционной паре трения в качестве материалов пары применены металл, обладающий коррозионной стойкостью
10 (например, сталь X18H9T), и антифрикционная пластмасса (например, самосмазывающийся фторопласт ФНЗ).
Для уменьшения веса фрикционной пары трения в качестве материалов пары могут
15 быть применены упрочненный титан, например, ВТ14 и фторопласт, например, ФН202.
:В транспортных машинах, работающих в условиях глубокого вакуума, в которых температура нагрева фрикционных пар не пре20 вышает 200 С и давление, развиваемое в тормозных устройствах, менее 8 кг/с,яз, одна поверхность пары трения (тормозная колодка) выполнена из антифрикционного самосмазывающегося материала, например фторопласта
25 ФНЗ, который обладает хорошими противозадирными свойствами, а другая, контактирующая, — из стали Х18Н9Т, обладающей коррозионной стойкостью. Для механизмов и машин, к которым предъявляются в первую оче30 редь весовые требования и хорошая работо341989
Предмет изобретения
Составитель И. Чернышова
Техред Е. Борисова
Корректор А. Васильева
Редактор Л. Жаворонкова
Заказ 2039/10 Изд. М 879 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-З5, Раушская наб„д. 4/5
Типотрафия, пр. Сапунова, 2 способность, в тормозных устройствах используют упрочненный титан, например, ВТ14 и фторопласт, например, ФН202. В этом случае развиваемое давление при работе пары трения не превышает 8 кг/см, а температура нагрева при кратковременном контакте менее
200 С.
1. Фрикционная пара трения металл-пластмасса для тормозных устройств, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения ее надежной работы в условиях глубокого вакуума, в качестве материалов пары применены металл, обладающий коррозионной стойкостью, и антифрикционная пластмасса.
2. Фрикционная пара трения по п. 1, отли5 чающаяся тем, что в качестве материалов пары применены сталь, например, Х18Н9Т и самосмазывающийся фторопласт, например, ФНЗ, 3. Фракционная пара трения по п. 1, отли10 чающаяся тем, что, с целью уменьшения ее веса, в качестве материалов пары применены упрочненный титан, например ВТ14, и фторопласт, например ФН202.

