Патент ссср 336462
О П И С А Н И Е 336462
ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Саюэ Советских
Социалистических
Республин
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 24.XI.1969 (№ 1378236/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 21.) т .1972. Бюллетень № 14
JI,àòà опубликования описания 4ХП1.1972
М. Кл. F 16п 13/2О
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.664-762 (088.8) Авторы изобретения
Г. П. Лышко и H. П. Мартынюк сКишиневский сельскохозяйственный институт им, М. Ь ;=Фруйзе
Заявитель
НАСОС
Изобретение может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания.
Известны насосы для подачи масла к трущимся поверхностям, содержащие ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпружиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки. Такие насосы обеспечивают автоматическое регулирование их производительности в зависимо "ти От давления в магистрали.
Однако известные насосы не обеспечивают достаточной плавности регулирования производительности.
Цель изобретения — повысить плавность регулирования производительности.
Цель достигается путем демпфирования коле бан ий давлен ия в м а гистр али.
Для этого магистраль сообщена с торцовыми полостями шестерен.
На фиг. 1 представлена схема включения предлагаемого насоса в систему смазки двигателя; на фиг. 2 изображен продольный разрез насоса; на фиг. 3 — впд на корпус пасоса по стрелке А, В корпусе 1 пасоса, соединенном болтами с цилиндром 2 и крышкой 8, размещены ведущая шестерня 4 с валом 5 и ведомая шестерня б, соединенная с подпружиненным поршнем 7, расположенным в полости Б цилиндра 2, сообщенной при помощи трубопровода 8 с главной масляной магистралью 9
5 системы смазки двигателя.
Поршень 7 снабжен уплотнительными кольцами 10.
Для регулирования упругости пружины 11 поршня 7 служат прокладки 12. Пружина 11
10 рассчитана на оптимальное давление в системе смазки двигателя. Шестерни снабжены шлицевыми втулками 18 и 14, шлицы которых входят во впадины между зубьями шестерни. Втулки выполнены с буртами, препят15 ствующими их продольному перемещению относительно шестерен 4 и б.
Торцовые полости 15 и lб шестерен соединены маслопроводами 17 и 18 с главной масляной магистралью 9. В корпусе 1 и в цилипд20 ре 2 предусмотрены отверстия li и 20 для слива масла, просочившегося через уплотнительные кольца 10 и 21, в картер 22 двигателя. Корпус 1 насоса сосдшIс1 пагнетательпым ыаслопроводом 28 с маг11стралью 9. В
25 системе смазки предусмотрен редукционный клапан 24.
Насос работает следующим образом.
После остановки двигателя, когда в главной масляной магистрали давление мало, 30 поршень 7 под воздействием пружины 11 пе336462 ремещается в полости Б влево; соединенная с ним ведомая шестерня б и втулка 18 также перемещается влево, обеспечивая максимальную ширину В участка зацепления зубьев ведущей и ведомой шестерен 4 и 6.
Таким образом в период запуска двигателя при вращении шестерен 4 и 6 обеспечивается наибольшая производительность масляного насоса.
По нагнетательному маслопроводу 28 смазка поступает в главную магистраль 9 двигателя и оттуда к трущимся деталям, а также по маслопроводам 8, 18 и 17 соответственно в полость Б насоса и в торцовые полости 16 и
15 шестерен.
Поршень 7 под действием давления в полости Б, преодолев усилие, создаваемое пружиной 11 и давлением масла в торцовых полостях 15 и 16, перемещается вправо. При этом уменьшается ширина В участка зацепления зубьев шестерен, и при достижении равновесия давлений в полостях насоса обеспечивается оптимальная производительность, а следовательно, и оптимальное давление в системе смазки двигателя.
Плавное изменение производительности насоса обеспечивается путем демпфирования колебаний давления масла в магистрали, так как поршень 7, передвигаясь и сжимая пружину 11, одновременно вытесняет масло в главную магистраль 9 из торцовых полостей
15 и 16.
В результате износа трущихся деталей и увеличения зазоров в процессе длительной эксплуатации двигателя увеличивается расход масла через трущиеся пары, при этом давление в магистрали 9, а следовательно, и в полости Б, уменьшается, поршень 7, а вместе
5 с ним шестерня 6 и втулка 18 под действием усилия пружины 11 перемещается влево. Ширина В зацепления зубьев шестерен увеличивается, что автоматически увеличивает производительность насоса, и давление масла в
lo магистрали 9 снова достигает оптимальной величины.
Шлицы втулок 18 и 14 при продольном перемещении шестерен 4 и 6 заполняют впадины между их зубьями, При работе насоса
15 втулки вращаются вместе с шестернями.
Редукционный клапан 24 системы смазки двигателя срабатывает в случае неисправности автоматической регулировки производительности насоса и при повышении давления
20 в магистрали 9 по сравнению с номинальным, Испытания опытного образца предлагаемого насоса показали его эффективность.
Предмет изобретения
25 Насос, например, для смазки двигателя внутреннего сгорания, содержащий ведущую и ведомую шестерни, последняя из которых установлена подвижно в направляющих корпуса при помощи соединенного с ней подпру3Q жиненного поршня, размещенного в магистрали системы смазки, отличающийся тем, что, с целью повышения плавности регулирования производительности, магистраль сообщена с торцовыми полостями шестерен.
336462
17 11 21 b 16 2д 1
Е 2 7 1Р 15 ф
Фиг Я
Составитель О. Тугарева
Техред А. Камышникова
Редактор И, Орлова
Корр ктор Т Китаева
Заказ 2285/13 Изд. ¹ 985 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Я-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


