Поршневой водометный движитель
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
33I970
Сева Свввтевна
Свциалистнчевнна
Рвсаублне
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено ОЗЛ I.1970 (М 1403019/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 14.111.1972. Бюллетень № 10
Дата опубликования описания 20.IV.1972
М. Кл. В 6311 11/02
Комитат пе делам наеврвтений и етнрытий врн Севатв аеннистрав
СССР
УДК 629.12:532.582.5. .035.2 (088.8) Автор изобретения
А. Ф. Безруков
Заявитель
ПОРШНЕВОЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИ)КИТЕЛЬ
Изобретение относится к области судостроения ы касается поршневых водометных движителей.
Известны поршневые водометные движители с приводом поршня водомета от свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащие всасывающую и сопловую трубы.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение эффективности поршневого движителя. Для этого поршень водомета выполнен в виде трубы, проходящей сквозь цилиндр двигателя и входящей одним концом во всасывающую трубу, а другим — в сопловую трубу, причем поршень двигателя совмещен с поршнем водомета и выполнен с разделителем фаз в виде обратного клапана.
На фиг. 1 показана движительная установка, продольный разрез; на фиг. 2 — агрегат, состоящий из двух движительных установок и одного вспомогательного двигателя внутреннего сгорания со свободным поршнем.
Сквозь торцовые крышки 1 и 2 цилиндра 8 двухтактного свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания проходит поршень 4 водомета в виде сквозной полой трубы. Цилиндрическое утолщение, выполненное вокруг наружной поверхности поршня 4 водомета образует поршень 5 двигателя внутреннего сгорания. Во внутренней полости поршня 5 устаовлен разделитель фаз б, представляющий собой обратный клапан, сделанный, напрпмер, из пластмассы в виде полого конического тела.
Обратный клапан имеет хвостовик 7, входящий в цилиндрическое гнездо в центральной перемычке 8 поршня 5. К передней торцовой крышке 1 цилиндра 3 крепится всасывающая труба 9, а к задней крышке 2 — сопловая труба 10. Выходное отверстие трубы 10 прикрывает заслонка 11, шарнирно подвешенная
10 к приливу 12 трубы. Один конец поршня 4 водомета входит во всасывающую трубу 9, а другой конец — в сопловую трубу 10.
Двигательная часть установки имеет впускное окно 18 с клапаном 14 в задней части ци15 линдра 8, перепускной канал 15 с окном 1б, открывающимся в переднюю часть цилиндра, и выпускное окно 17 в средней части. Кроме этого, ц илиндр 3 снабжен в передней части отверстием с резьбой (не показано на чертеже)
20 для установки свечи зажигания.
К передней части поршня 4 водомета резьбовым соединением крепится шток 18, которым поршень 8 соединяется с траверсой 19 (см. фиг. 2). К этой же траверсе прикреплены
25 шток 20 второй двпжптельной установки 21 и шток 22 вспомогательного двигателя 23. Шток
22 проходит сквозь двигатель 23 и соединяется, в свою очередь, со штоком 24 линейного стартера-генератора 25. Вспомогательный двиЗо гатель внутреннего сгорания установлен меж331970 ду основными двигателями и предназначен для выполнения тактов всасывания и сжатия в основных двигателях.
Движительная установка при условии, что всасывающая и сопловая трубы погружены в воду, работает следующим образом.
При включении пускового устройства (в данном случае стартера-генератора 25) поршням 4 и 5 через шток 24 и 22, траверсу 19 и шток 18 сообщается возвратно-поступательное движение. При перемещении поршня 5 влево через впускное окно 18 из карбюратора (не показан на чертеже) в заднюю часть цилиндра 8 двигателя всасывается горючая смесь.
Когда поршень 5 движется вправо (по чертежу), то горючая смесь сжимается, так как клапан 14 перекрывает окно 18. Обратный клапан поршня водомета в это время под действием своей пружины закрыт, и вода, находящаяся внутри поршня 4 водомета за обратным клапаном, вытесняется поршнем 4 в сопловую трубу 10. Давлением воды заслонка 11 открывается, и вода из трубы 10 выбрасывается наружу. Когда поршень 5, перемещаясь вправо, откроет окно lб, горючая смесь, сжатая в задней части цилиндра 8, через перепускной канал 15 и окно lб перепускается в переднюю часть цилиндра.
При движении влево (по чертежу) поршень
5 двигателя перекрывает окна 16 и 17 и начинает сгиимать рабочую смесь. В это время в полости поршня 4 водомета за обратным клапаном б образуется разрежение, вследствие чего заслонка 11 закрывает выходное отверстие сопловой трубы 10, а обратный клапан поршня 4 под напором воды открывается, и вода из всасывающей трубы 9 через переднюю полость поршня 4 водомета проходит в его заднюю полость.
Когда поршень 5 двигателя достигнет крайнего левого положения и рабочая смесь в левой части цилиндра 8 будет сжата, на свечу зажигания подается напряжение. Рабочая
5 смесь воспламеняется. Поршень 5, перемещаясь вправо, совершает рабочий ход, во время которого сжимается горючая смесь в задней части цилиндра 8 и происходит вымет воды из трубы 10. Благодаря вымету воды возни10 кает реактивный момент, сообщающий судну движение, С этого момента стартер-генератор переключается на работу в режиме генератора, а перемещение поршня 5 двигателя влево для осуществления тактов всасывания и сжа15 тия происходит за счет рабочего хода в цилиндре вспомогательного двигателя 28, который запускается одновременно с запуском основных двигателей. Отработавшие газы удаляются из цилиндра через окно 17. При про20 дувке и наполнении цилиндра 8 наружная поверхность поршня 4 водомета выполняет роль дефлектора.
Когда движительная установка заработала, судно приобретает некоторую скорость, за25 слонка 11 может быть зафиксирована в открытом положении, например, ручным управлением (не показано на чертеже).
Предмет изобретения
30 Поршневой водометный движитель с приводом поршня водомета от свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания, содержащий всасывающую и сопловую трубы, отличаюи ийся тем, что, с целью упрощения конструк35 ции и повышения эффективности, поршень водомета выполнен в виде трубы, проходящей сквозь цилиндр двигателя и входящей одним концом во всасывающую трубу, а другим — в сопловую трубу, причем поршень двигателя
40 совмещен с поршнем водомета и выполнен с разделителем фаз в виде обратного клапана, 331970
2а
2f шпиг. 7
Составитель В. )Каботинский
Редактор О. Филиппова
Техред Т. Ускова
Корректор Т. Китаева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1019/8 Изд. № 412 Тираж 448 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4/5


